Это вам, романтики, это вам, влюблённые, фильма посвящается моя…Я заметил, что самым главным критерием при оценке '
Плетеного человека' является то, смотрели вы
оригинальный фильм 1973 года, ставший культовым, или нет. Смотревшие, как правило, презрительно фыркают. Мнения не смотревших расходятся, как и на все картины с
Николасом Кейджем, выходившие с начала 2000-х, но, в целом, куда более лояльны.
Я не смотрел фильм с Кристофером Ли, о чем, признаться, жалею. Но пока сия досадная оплошность не исправлена, без какой либо предвзятости могу говорить о фильме
Нила Лабута, который мне, в общем-то, понравился.
Рейтинг у картины довольно унизительный - особенно на американских сайтах, сборы тоже плачевные. Тем не менее, аборигенов можно понять: во-первых, большинство из них видело ту самую классику, и им есть, с чем сравнивать, во-вторых, количество качественных жанровых фильмов у них неизмеримо выше, и, в-третьих,
'Плетеный человек' на первый взгляд действительно весьма нелеп. Мне он напомнил чуть более позднюю '
Жатву' с
Хилари Суонк - той же
темой религиозного культа, странных девочек, жертвоприношений и общей 'недопеченностью' продукта при хорошем потенциале.
Но при всей своей нелепости он таки
умудряется создавать напряжение в свои лучшие моменты, и даже заставляет сопереживать герою и требовать справедливости, что не так уж часто встречается в жанре, где большинство персонажей созданы для быстрой и эффектной смерти.
Что бы ни говорили про
Николаса Кейджа, он хороший актер, и может быть на экране человеком, за переживаниями и действиями которого интересно наблюдать. Здесь он достаточно правдоподобно превращается по мере движения сюжета из довольно уверенного в себе детектива-охотника в полностью запутавшуюся и ничего не понимающую жертву, испуганную и растерянную.
Фирменная взволнованность Кейджа здесь вполне к месту, и когда он начинает нескладно истерить по поводу и без повода, вполне допускаешь, что подобный герой вел бы себя именно так. Поэтому никаких претензий к Кейджу у меня нет, я вообще, к слову сказать, не разделяю вопли про 'закат карьеры', 'бесконечное падение в пропасть трэша' и прочие придуманные желтой прессой для описания последних десятилетий карьеры актера словосочетания. Просто Кейдж, как и
Брюс Уиллис или, например, невероятно талантливый
Джон Малкович, не очень разборчивы, и, как говорил
Стивен Кинг, 'делают колбасу', то есть просто работают там, куда их зовут, делают свое дело соразмерно качеству продукта, находятся в рабочем потоке, а не сидят и не ждут, пока откуда-то свалится тот самый гениальный режиссер с тем самым гениальным сценарием. Обвинять актера в том, что он 'скатился' - бессмысленно. Гениальные сценарии появляются один через тысячу, а работать надо. И кому как не людям, живущим в типовых многоэтажках, а не во дворцах Сан-Суси, это понимать.
Но вернемся к фильму. Итак,
Кейдж - вполне на месте. А режиссер
Нил Лабут достаточно умело строит фильм по принципу компьютерной игры. То есть герой суетится по некоей местности, попадая то в ловушки, то находя какие-то ключи, которые вроде бы должны привести его к схватке с боссом. Но схватки не происходит, потому что финал все перевернет с ног на голову. После фильмов
Шьямалана и
Аменабара это не вызывает шока, но интерес, безусловно, вызывает. Несомненно,
удалось и ощущение замкнутости пространства. Несмотря на яркие дневные краски, остров, по которому бегает вспотевший Кейдж, вызывает тревогу. А странность поведения окружающих его людей усиливает это ощущение.
Акцент в фильме явно смещен в сторону
противостояния полов, что, наверное,
в эпоху 'MeToo' и вообще воинствующего феминизма, вряд ли добавило фильму баллов. Женщины на 'проклятом острове без календаря' крайне неприятны, мужчины сведены до уровня бессловесного скота, и единственный 'нормальный' мужик здесь - по иронии судьбы, перманентно
впадающий в истерику Кейдж, на каждом шагу делающий глупости и доказывающий, что победа женщин в битве полов, в общем-то, предрешена. Это выглядит забавно, хоть и не так абсурдно, как хотелось бы.
Усилить градус происходящего на острове сюра режиссер не смог или не захотел. Тем не менее, атмосферу 'странного места' и безвыходности ему создать удалось. Да и зрителем, переходящим от равнодушия и сочувствия к злобному ожесточению в финале, режиссеру удается управлять. Кроме того, фильм заставляет задуматься о том, как женщины управляют мужским миром на тонком уровне, и когда в финале ты неожиданно делаешь вывод, что
ничего бы этого не случилось, если бы герой фильма, например, был геем, или тем самым неотесанным сексистом-потребителем, против которых как раз борется феминистическое движение, становится очень смешно.
Ну, и еще на закуску: вся громада нашего 'цивилизованного' общества, все наши законы, все, что придумывают и о чем пишут в книгах и конституциях, вся разумность и логика, неожиданно разбиваются о стену великой многовековой человеческой темноты, если она систематизирована и возведена в культ. В рассказе
Герберта Уэллса 'Страна слепых' зрячий герой проигрывает в схватке со слепцами, считающими, что ненормален он. В 'Плетеном человеке' герой, вооруженный знаниями, логикой, законом и даже оружием, ничего не может сделать, потому что, все, что вооружает его, работает против него, когда действовать нужно по-пещерному, по-медвежьи. Смешной костюм медведя, в который на короткое время облачается герой Кейджа, не идет ему, он ему чужероден, и так же он, застигнутый врасплох
жук в муравейнике, или, пользуясь терминологией фильма,
трутень в улье, сделал то, зачем был призван и был уничтожен за ненадобностью, как чужой, слишком логичный, слишком несопоставимый с миром старинной чертовщины и рабской покорности элемент.
В нас живут два начала:
разумное, воспитанное эволюцией и природное. И пока разум посягает на мировые проблемы, природное запросто сажает в лужу. Великие империи бросались к ногам прекрасных и опасных мадмуазелей, начинались и заканчивались войны, в конце концов,
Гай Ричи снимал плохое кино, чтобы угодить жене!
'Я потерял себя, и я не тут. Ромео нет, Ромео не найдут'. Очень интересное на самом деле, кино, если попробовать копнуть чуть глубже той самой внешней нелепости, о которой я говорил вначале. И, умоляю вас, если в баре увидите красивую девчонку, продолжайте пить пиво со своим другом и обсуждать футбол. Целее будете.
7 из 10