Живительный дождьХуциев многими считается этаким летописцем послевоенного СССР. «Два Фёдора» (1958) и «Был месяц май» (1970) рассказывали о времени сразу после окончания Великой Отечественной войны. «Весна на Заречной улице» (1956) и «Застава Ильича» (1962) говорили об эпохе надежд — хрущёвской оттепели, «Июльский дождь» (1966) как-бы продолжил рассказ о поколении молодёжи рубежа 50-60-х, но уже в начале брежневского застоя. «Послесловие» (1983) — третья часть своеобразной трилогии, начатой фильмами «Застава Ильича» и «Июльский дождь».
Думаю, многие из вас сталкивались с надоедливыми родственниками, у которых напрочь отсутствует чувство эмпатии (надеюсь, вы сами не такой родственник). Вот и в этом фильме к Владимиру (Андрей Магков), никого не спрашивая, в самый неподходящий момент приезжает в гости тесть, чтобы повидаться со свой дочерью. Только вот дочь в это время уехала в отпуск, да и муж тоже взял отпуск, причём за свой счёт, чтобы спокойно написать диссертацию. Несмотря на то, что Алексею Борисовичу (Ростислав Плятт) целых 75 лет, ему не сидится на месте и он всячески докучает своему зятю. Но постепенно Владимир понимает, что странности этого пожилого родственничка обусловлены в первую очередь его любовью к жизни и всё-таки искренним желанием сделать так, чтобы зять научился полноценно жить.
Конечно, старик действительно во многом безмерно отставший от жизни (например, бреется опасной бритвой), несколько лицемерен и отсутствие у него желания считаться с интересами зятя очень отталкивает. Но чем ближе к финалу, тем сильнее осознаёшь, что и наш 40-летний герой тоже не идеален: он действительно слишком чопорный, зажатый, скучный и не желает даже иногда выбираться из своей скорлупы. Да и, как оказалось, в том, что диссертация не пишется, виноват вовсе не тесть, а что-то внутри самого Владимира.
Фильмография Марлена Хуциева лишний раз подтверждает идею о том, что с фильмами любого большого художника стоит знакомиться именно в хронологическом порядке. Прослеживание идейного сходства между «Заставой Ильича» и «Июльским дождём» позволяет ответить на многие вопросы, в частности о том, почему же герой всё никак не может написать эту пресловутую диссертацию. Ведь «Послесловие» - это очередная попытка нарисовать портрет эпохи, на этот раз эпохи позднего застоя, когда последние надежды сделать свою жизнь и жизнь своего народа лучше в рамках устоявшейся идеологии уже совсем исчезли. Думаю, также не случайно, что герою примерно 40 лет, то есть он представитель того же поколения, о котором рассказывал режиссёр в первых частях трилогии. А ведь в начале и в его сердце ещё теплилась надежда…
Ещё один вопрос — почему же именно «Послесловие»? Конечно же, Хуциев не собирался в 80-е заканчивать свой творческий путь. Дело в другом: этим названием он подчёркивает идейную преемственность с другими своими фильмами и подводит своеобразную черту. И на мой взгляд, эта картина намного более точно и объёмно передаёт дух эпохи, чем «Полёты во сне и наяву» (1982) Романа Балаяна, рассказывавшие о герое примерно того же возраста (Олег Янковский). Этот фильм считается чуть ли не образцом кинопроизведения позднего застоя и почему-то на его фоне отодвигается на второй план не только «Послесловие», но и замечательная картина Георгия Данелия «Слёзы Капали» (1982).