Не хочу учиться, хочу женитьсяСама идея сделать нечто вроде кино-фанфика сразу по четырем сказкам Андерсена довольно любопытна. В единый сюжет их сшили органично. Каждую сказку попытались переосмыслить. Но, увы, удалось это, пожалуй, только со со сказкой «Дорожный товарищ».
Тролль в черной маске сразу завораживает взгляд. Видны лишь его прекрасные глаза и слышен глубокий, полный печали, голос. Он напомнил мне короля гоблинов Джареда из «Лабиринта» — только повзрослевшего и познавшего горе и утраты. Его избранница-принцесса тоже прекрасна и печальна. Их диалог о любви так искренен и вместе с тем изыскан. И действительно боишься, что Принц, так жаждущий крови соперника, последует за оригиналом сказки и принесет невесте голову Тролля. Правда, финал истории несколько подпорчен ходом а-ля «Аленький цветочек». И эти восстающие из мертвых скелеты… ну да, все идеально, никто не пострадал. Впрочем, до желанного мне исхода в свое время додумаются создатели «Шрэка»… и, конечно, из чисто женской солидарности я рада за Вторую Принцессу, хотя истинный облик ее жениха далек до Аполлона — вылитый робот Вертер из «Гостьи из будущего», все лучше, чем тролль.
Переделка «Самого невероятного» по задумке тоже неплоха. Но по исполнению это какой-то дикий трэш. Приличного портрета принцессы не нарисовали (нет, это не выглядит задумкой авторов, что его так и не показали, это выглядит дефицитом хорошего художника в штате), мим — явно не Марсель Марсо (хотя из всех, пожалуй, лучший), балерун тур-то закрутить приличный не может, а комбинированная съемка с фуэте, которое заворачивает танцора в землю — просто позор, вместо поэта — бездарный декламатор хрестоматийного палиндрома. Что до изобретения Принца — ну, только карточный фокус с угадыванием карты примитивнее в исполнении. Но самое ужасное это Драчун. Такого неестественного смеха и натужной грубости в советском фильме как-то не ждешь, стыдно видеть эту бездарную «игру». Так что совершенно слито жизненное наблюдение о том, что, бывает, недалекие девы, сколь не корчат из себя возвышенных натур, отдаются первому попавшемуся «альфа-самцу», всех достоинств которого — наглость да сила…
С другими же сказками вышло куда хуже. Первую переделать переделали, но мораль вывели, на мой взгляд, отвратительную. В первой Принц, видите ли, запрезирал принцессу, готовую отдаться за подарки. А сам чем лучше, предлагая ей подарки за поцелуи? Не любишь торговлю телом — не ходи по борделям. Была бы Первая Принцесса действительно прожженной шалавой, еще ладно, но ведь она просто дурочка, безмозглая и не понимающая о жизни вообще ничего. Выглядит Принц тут просто лицемерным ханжой — целовался-то с удовольствием, а потом весь такой моралист. Мерзкий человек, одно слово. А тут подан как положительный герой. Двойные стандарты во весь рост.
В последней же истории фантазии на переделку не хватило у авторов. Все по оригиналу с горошиной… было бы куда лучше, чтобы принцесса сказала: «Вы знаете, я плохо провела ночь… потому что просто не смогла залезть на эту гору хлама». Да и — пардон, где тут любовь-то успела возникнуть? Принц видит ее второй раз в жизни. Она кроткая и хозяйственная, и матери нравится — просто удобная партия, а ему приспичило жениться. Наплачется она с ним еще…
Не исправляют ситуацию даже Смоктуновский и Фрейндлих, да и Калягин тут просто отрабатывает комедийную репризу — это семечки, а не роли для таких звезд.
Кстати, музыка Вивальди половине эпизодов в фильме совершенно не подходит. Попытка выехать на таланте признанного композитора — некрасивый ход создателей.
За историю Тролля я бы поставила восьмерку, за ханжескую переделку «Свинопаса» и халтуру в «Самом невероятном» — трояк, полбалла за саму идею, в общем, —
6 из 10