Есть в каждом из нас что-то такое...Всевозможные тренинги личностного роста, самоучители по диванной психологии, практики майндфулнесс и прочие лайфхаки успешного успеха можно заменить револьвером. «Револьвером» Гая Ричи. Нет, серьёзно, есть ли в этом мире что-то, что даёт настолько исчерпывающий ответ на вопрос «что не так с моей жизнью?» в настолько вычурно-изящной форме? Неиронично считаю это лучшей работой Ричи и одним из самых гениальных фильмов нашего века.
Я понимаю, почему фильм в своё время провалился в прокате, и почему многими оказался не понят. «Револьвер» при первом просмотре реально очень тяжело укладывается в голову, на середине я просто поставил на паузу и вышел подышать свежим воздухом. Вряд ли, я бы смог высидеть до конца в кинотеатре. Но, чёрт подери, это того стоит! Фильм не балует зрителя удобным нарративом, а оглушает треском разлома его собственных шаблонов, захватывает внимание яркими образами, а затем бесцеремонно, даже как-то буднично, инжектирует ему основную идею прямо в разум. Ох, это неловкое чувство, когда вам будто изнасиловали мозг, и вам это понравилось. Философию данного кино не нужно «понять», её нужно просто пережить.
«Револьвер» является хорошей почвой для киноэссеистов всех мастей, для желающих покопаться в глубине глубин, и найти тайные авторские замыслы. Можно долго рассуждать о теории цвета, о переплетениях с Библией, об отсылках к шахматным партиям, о том, как хорошо известные цитаты легли в эпиграфы частей фильма и прочих художественных экспериментах Гая Ричи, но нужно ли? Ведь в конце концов мы имеем достаточно простую, но грандиозную мысль: мой главный враг — это я сам. А чтобы решить внешние проблемы нужно сперва побороть своих внутренних демонов.
Да, проделана потрясающая художественная работа, чем больше я пересматриваю фильм, тем сильнее убеждаюсь в том, что здесь нет ничего лишнего. Каждое слово и каждый кадр вносит свою лепту, и придаёт законченность этой картине, делая её именно такой, какой она является. Но, как я уже сказал, не всё из этого нужно для широкого зрителя. Широкому зрителю нужна идея, и её изложение. Идея здесь гениальна, а изложение — идеально. Даже без поиска глубинных смыслов. Нет, конечно, тут найдётся много вкусной пищи для размышлений желающим разобраться, например, в тонкостях образа Мистера Голда, или понять существуют ли Зак и Ави в реальности или только лишь в голове Грина. Но и для, так сказать, казуального зрителя основная идея находится в свободном доступе. В том числе этим «Револьвер» и прекрасен.
Этот фильм не разделит вашу жизнь на «до» и «после», и не сделает вас лучше. Но он немножко поломает ваши внутренние психологические барьеры и посеет внутри семечко, из который вы однажды сможете вырастить новую усовершенствованную версию своей личности. Обязательно к просмотру всем!
P.S. А ещё здесь есть старый добрый ричевский юмор про злоключения незадачливых криминальных авторитетов.