50 миль в часКогда профессионал хорош в своем деле, то вполне естественно, что ему лучше всего заниматься тем, что выходит у него безукоризненно, и тем не менее в некоторых случаях мастера своего дела стараются выйти за рамки привычного дела и покорить новые, амбициозные вершины. Если говорить о кинематографе, то весьма частными являются случаи, когда именитые, заслуженные актеры решают переквалифицироваться в режиссеров и нередко у них получаются весьма достойные результаты. В качестве примера можно назвать Роберта Де Ниро, Сильвестра Сталлоне и Бена Аффлека, которые может быть и не стали подлинными мэтрами постановочного ремесла, и тем не менее критики оценили их старания и энтузиазм по достоинству. Не меньшими амбициями обладают также и операторы, исполняющие режиссерские указки и честно мечтающие о том, чтобы некогда самолично возглавить съемочный процесс и доказать всем, что они способны не только на исполнение чужой воли, но и обладают собственным уникальным художественным видением. Конечно, именитых операторов, ставших успешными режиссерами, не столь много, как актеров, и тем не менее мы имеем по крайней мере несколько примечательных примеров ловкой смены профессии. В свое время наделал немало шума Анджей Бартковяк, оператор Ричарда Доннера и других, не менее известных режиссеров, поставив такие крепкие боевики, как 'Ромео должен умереть' и 'Сквозные ранения'. Свою долю славы получил также и оператор многих хорроров Джеймса Вана, Джон Р. Леонетти, получивший право поработать в качестве постановщика над дебютным спин-оффом про зловещую куклу Аннабель. Как видно, примеры успешного преобразования операторов в режиссеров вполне достаточно, и среди своих многогранных коллег не оказался лишним и голландец Ян Де Бонт, в 1994 году выпустивший на экраны свой постановочный дебют 'Скорость', который до сих пор считается одним из наиболее ярких экшен-фильмов как 90-х годов, так и всего жанра в целом.
Непосредственно сюжет фильма переносит нас в Лос-Анджелес, где объявился очередной психопат, готовый взрывать что угодно и когда угодно, лишь бы правительство выплатило ему круглую сумму денег. Никого особо не волнует то, из-за чего террорист ступил на скользкий путь, однако понятно, что необходимо как можно скорее с ним разобраться, ведь пока он не получит свое, то вряд ли остановится. Первым тревожным звоночком для местной полиции и спецслужб стало минирование лифта в одном из небоскребов. Злодей шутить явно не собирается и вместе с тем обладает достаточными навыками и знаниями для того, чтобы одним махом убить сразу целую группу людей. Однако на самом деле ситуация с лифтом была только вступлением к основному действию, так как с каждым последующим разом террорист все больше входит в раж и готовит своим противникам особые сюрпризы. Подложив бомбу в обычный рейсовый автобус, злодей установил правило, согласно которому транспорт не должен двигаться медленнее 50-ти миль в час, иначе произойдет взрыв, и все, кто находятся внутри, моментально погибнут. А так как никто внутри автобуса не обладает специальными навыками и паника может привести к непоправимым последствиям, прямо на ходу в салон проникает специальный агент Джек Тревен (Киану Ривз) для которого дело чести остановить террориста и всех спасти. Напарницей Тревена по столь серьезному делу становится рядовая пассажирка Энни Портер (Сандра Буллок), которой приходится взять себя в руки и всеми возможными способами помогать своему спасителю, прекрасно осознающему, в какой опасности оказались и он сам, и пассажиры.
Интересно то, что в будущем ставший культовым фильм, собравший в прокате просто сумасшедшие по меркам 90-х деньги, изначально был далеко не самым приоритетным проектом для тех кинематографистов, которым предлагали иметь с ним дело. От режиссуры скорости в свое время напрочь отказались Квентин Тарантино и Ренни Харлин. Не имели особого желания выступать в главной роли Том Круз, Брюс Уиллис и Джонни Депп, посчитав 'Скорость' очередным никому не нужным реверансом в сторону боевиков прошлого десятилетия. Тем не менее, в сценарии, написанном Грэхэмом Йостом увидел весьма перспективные детали сам Ян де Бонт, успевший поработать оператором на таких боевиках, как 'Черный дождь' и 'Смертельное оружие 3', а значит понимающий, что такое хороший экшен и как его можно поставить даже за относительно небольшие деньги. Помимо де Бонта 'Скоростью' заинтересовался также и Киану Ривз, который уже ко времени съемок у де Бонта превратился в одного из самых популярных голливудских актеров, снявшись в 'Невероятных приключениях Билла и Теда', 'Дракуле' и 'На гребне волны'. Имея в своем молодом возрасте достаточно опыта и прозорливости, Ривз в отличии от коллег поверил в идею фильма, и как мы видим, совершенно не прогадал.
Может быть с драматической точки зрения 'Скорость' выглядит далеко не самым многогранным фильмом, и тем не менее только лишь присев за просмотр, зритель начинает чувствовать напряжение, которое нарастает от сцены к сцене. Ян де Бонт блестяще манипулирует нашими эмоциями и предельно ясно, что эффектное вступление с лифтом является не вступлением к чему-то более масштабному и напряженному. И чтобы увлечь зрителя, заставить его сидеть буквально на кончике стула и сжимать кулаки от переживаний, совершенно необязательно напускать на город полчища пришельцев или подрывать целые кварталы. Достаточно сконцентрировать максимальный саспенс всего на одном объекте, каким в случае со 'Скоростью' стал обыкновенный автобус. На протяжении практически всего фильма мы находимся в салоне вместе с ограниченным количеством людей и не самым большим полем для возможных действий. Но создатели умудрились показать столь много действия, что его хватило бы спокойно на еще один фильм. Автобус не имеет права остановиться, впереди дороги с различными препятствиями, и неизвестно, как может повести себя террорист. Возможно он решил сменить планы, или вмешаться в ход событий. До самого конца этого противостояния чувствуется огромное напряжение, а умение де Бонта выстраивать грамотные отношения между персонажами и раскалять экшен до наивысшей отметки, становится одним из наибольших достоинств постановки, которая не отпустит от себя даже самого требовательного по части зрелищ человека.
Безусловно, Ян де Бонт проделал существенную работу и в своем дебюте показал, что на съемочной площадке своих предыдущих работ, где он исполнял функции оператора, грамотно подмечал работу талантливых режиссеров, тем самым набираясь опыта для того, чтобы и самому стать уверенным постановщиком. 'Скорость' неспроста стала образцовым экшеном своего времени. Да, может быть в драматическом плане она довольно проста, однако то напряжение, которое заложили авторы в историю, а также великолепно исполненные роли, обеспечили фильму настоящее бессмертие и он до сих пор вне конкуренции.
9 из 10