Обгоняя смертьВеликий Альфред Хичкок обозначил рецепт классного кино так: «История должна быть невероятной, драматичной и человечной». Многие мастера авторского синема поспорят с классиком как минимум касаемо первого постулата, но если брать во внимание сугубо массовое искусство, то Хичкок чертовски прав. Большинство приходят в кинотеатры, дабы вырваться из повседневности и нырнуть в мир грёз. Вселенную, где живут супергерои и мегазлодеи, где нет места скуке, а события переполнены искромётными приключениями. Поэтому дотошное правдоподобие — последнее, что мы хотим увидеть в развлекательном боевике, триллере или хорроре. По-настоящему важно глубокое погружение в сказку о добре и зле, в который мы пробудем полтора-два часа, испытывая яркие эмоции. Здесь увлекательность — антипод правдивости, а герои настоящие тогда, когда обладают характерами и мотивацией.
Чистокровный экшн «Скорость» — режиссерский дебют именитого оператора Яна де Бонта. Но одно дело писать камерой зрелищную картину под руководством других творцов, и совсем другое лично рулить процессом, когда нужно не только снимать, но и создавать объекты съемки. Техническое понимание кинопроизводства чувствуется и в последующих проектах де Бонта, а вот по художественности и эмоциональности «Скорость» так и осталась лучшей лентой режиссера. Виной тому идеальный подбор ингредиентов великолепного боевика, который не устаревает, в том числе благодаря драматичности и человечности, о чем говорил Хичкок.
…Автобус, набитый пассажирами, несется по бурлящим жизнью улицам мегаполиса. В автобусе бомба. Если машина замедлит ход — взрыв! Если полиция попытается снять людей — взрыв! И если неизвестному злодею не заплатят в считанные часы — взрыв! Судьба заложников зависит от Джека Трейвена — оперативника, у которого с «подрывником» личные счеты…
Ян де Бонт задает темп с первых кадров. Пусть пролог имеет условное отношение к основному действию (рассказывая, как «хороший парень» познакомился с умным мерзавцем), уже в нем ощущается мощная динамика фильма. Далее режиссер сразу помещает героев в экстремальную ситуацию, через которую будет раскрывать их характеры. Он буквально заставляет зрителя почувствовать себя одним из заложников в замкнутом пространстве, где мгновения жизни отмеряют спидометр и временной отсчет до взрыва. Здесь сам автобус — один из главных героев, на которого молишься — «Пожалуйста, только не сломайся, иначе мы умрем!». Положение патовое, враг недосягаем, и заплаченный выкуп никого не спасет…Только «хороший парень» может помочь обреченным, если только сам не погибнет.
«Скорость» — уникальный «nonstop action», в котором почти не стреляют и не дерутся, но накал страстей, красочный визуал и энергичный саспенс превосходят с десяток более скромных боевиков, вместе взятых. Спецэффекты яркие и смачные, градус увлекательности непрерывно растет, и у проекта удивительно удачный кастинг. Можно сколько угодно считать Киану Ривза «деревянным актером», но в «Скорости» он именно то, что надо — невозмутимый и отважный коп, проявляющий эмоции лишь тогда, когда невозможно сдержаться. Сандра Буллок идеальна в образе случайной спасательницы десятков людей, обычной девушки, вынужденной сесть за руль треклятого автобуса. Ну а Деннис Хоппер в хрестоматийной шкуре отъявленного негодяя ужасно выразителен. Спорно утверждать, что выбранные актеры в значительной мере обеспечили успех фильма (как не крути, в первую очередь это режиссерская картина), но по прошествии лет сложно представить на их местах иных исполнителей. По совокупности публика получила вкусный коктейль из достаточно оригинального сюжета, драйвовой режиссуры и феерических экшн-сцен. При массе снимаемых боевиков, «Скорость» — штучный продукт, заслуженно причисленный к шедеврам жанра.
9 из 10