Чистая прозаМое первое знакомство с Едзи Ямада, которое запомнится, как минимум, очень и очень надолго. Один из лучших фильмов про Японию, который мне доводилось видеть.
Жемчужина этой картины — это ее натуралистичность и обнаженность. Здесь все, как есть, без прикрас и метафор, и это уже делает картину особенной. Перед нами история бедного самурая, живущего с двумя маленькими дочерьми и больной матерью, борющегося каждый день за то, чтобы завтрашний день наступил для всех, забывая про себя и свои собственные потребности. Жизнь и быт Японии тех времен показаны здесь как никогда открыто и натуралистично, из-за чего фильм погружает в себя с первых минут и не отпускает до самого конца.
Творения Ямады открыто для всех и не вынуждает зрителя быть любителем Востока, просто потому, что режиссер оголил японскую душу, за которой скрывалось то, что близко всем нам — это человечность. Это единственное, что объединяет все далекие друг от друга народы, и единственное, что мы можем понять без знаний языков. Фильм о человеке, фильм о борьбе за жизнь, о чести, о семейных ценностях, о любви, и все это показано настолько реалистично и настолько близко, что создается впечатление, будто смотришь через окно, а не в замкнутый экран. Все события проходят рядом со зрителем, полностью погружая его в историю. За два часа я и радовался, и волновался, поддерживал, нервничал, иногда даже осуждал героя Хирюки Санада, наблюдая за его жизнью, но во всем был с ним до конца. Это очень ценное явление, и крайне редкое.
Самое же прекрасное, так это то, что фильм, имея исторический контекст, никак не романтизирован, а показан четко, жизненно и натурально, без лишней пропаганды и акцентах на отвлекающих мелочах. Его не хочется относить к жанру «Самурайское кино», потому как этот фильм, в первую очередь, о жизни, о людях, об их вере, целях и их философии. «Сумрачный самурай» — проза в кинематографе, и это особенно ценно сейчас, во времена, когда режиссеры кормят нас одной только поэзией. А потому проза сейчас особенно ценна.
8 из 10