«Талантливый мистер Рипли» — я не есть я, но тобой буду только я.«Будь спокоен и не переживай, когда тебя не будет, я буду тобой»
Когда я родился, я уже был одинок…, судьба не даровала мне ни братьев, ни сестёр. Из своего детства я помню не многое, лишь множество проходящих словно сквозь меня незнакомых людей, спешащих всегда куда-то, их лица всегда украшала улыбка и, мною сильно ощущалось их постоянная взаимозависимость, неописуемое чувство, притягивающее их друг к другу даже за сотни и тысячи километров…, я знал, что каждый из них проживает счастливую жизнь, при этом ни чью либо постороннюю, а исключительно свою… В своей хоть и далеко не приятной, но, всё же жизни, я искал некий смысл и никогда не прекращал его поиски. Пожалуй, судьба либо наградила либо наказала меня невероятным трио талантом: подделывать чужие подписи, обманывать и выдавать себя за других людей. Однажды мне выпал счастливый билет и я получил возможность зажить кардинально другой, полноценно счастливой жизнью…, чужой жизнью… Вспомнился мне тот самый, жаркий летний день, когда я сидел у окна и сквозь бинокль, намеренно высматривал одну дивную сладкую парочку. Мне послышался звонкий женский смех, я присмотрелся и наконец их увидел. Лучезарная восхитительная девушка с золотистым цветом волос — была вся наполнена безмерным потоком радости, довольно заметные морщинки вокруг её улыбки свидетельствовали о том, что она в своей жизни редко когда-либо грустила, тосковала. Её молодой человек, вполне приличного роста и симпатичной внешности юноша, постоянно обнимал её, целовал и, сам чуть ли весь не горел от восторга. Лежали они на пляже, на шезлонгах, глядели умиротворённо в солнечное небо и говорили, говорили…, говорили они не спеша, ничто их не торопило и никто им не мешал, будто весь мир был создан лишь для них, и в их глазах виднелась явная необходимость друг в друге… Что да меня, так оказавшись бескомпромиссно пораженным одновременно двойственным чувством, глубочайшей досадой и кратковременной радостью за их счастье, я куда более ощутил ту, казалось бы, давно кроющуюся боль внутри меня. Мгновенно промелькнула мысль о том, что я не способен на большее и могу лишь молча со стороны наблюдать за чужим счастьем, тяжело в глубине души переживать горечь одиночества, не имея никого и ничего в своём узком тёмном мирке… Однако, в тот же момент, то ужасно больное чувство, одолевавшее меня ещё секунду назад, исполнило роль некого бодрящего стимула, благодаря которому я решился действовать наверняка и бесповоротно. Упрятав глубоко, в самый дальний уголок души всю боль, ведомый мыслью начать жить по-настоящему счастливой, другой жизнью, я решился действовать и приступил к применению своего «жуткого», но необходимого таланта. Немного понаблюдав за ними, я, наконец, с улыбкой подошёл к ним и сказал: «Дики Гринлиф? Это я, Том Рипли…».
«Талантливый мистер Рипли» — это остросюжетная, сочетающая в себе равные доли устрашающего триллера и трогающей душу драмы, история о молодом и неприметном, но очень непростом парне, Томасе Рипли. Он никогда не имел близких друзей, любимого человека, ему хорошо известны, но, к сожалению, самому неведомы простые прелести жизни и не были им когда-либо ощутимы настоящие неподдельные человеческие чувства. Не имея достаточно средств на проживание, всю жизнь являясь жалким одиночкой, не способным самостоятельно реализовать себя как личность и жить своей собственной жизнью, Том Рипли — это лишь внешняя человеческая оболочка, внутри которой живёт неизвестная личность, привыкшая постоянно примерять на себе жизни и образы других людей, и в этом её непревзойдённый кем-либо дар/проклятие. Обладая редкими талантами в совокупности: подделки чужих подписей, обмана людей и искренно умелого лицемерия, однажды, при удачном сложении обстоятельств, Том получает уникальную возможность поехать в Италию по поручению одного из богатейших людей Америки с поручением убедить вернуться обратно в штаты его сына, Дики Гринлифа, который, в свою очередь, живёт безмятежной, беззаботной и вполне роскошной жизнью. Дав джентльменское обещание своему поручителю, Том Рипли отправляется в путь и уже, буквально в первый же день пребывания на месте, ему без всякого труда удаётся умело и хитро войти в доверие к богатенькому Дики и его девушке Мардж. Благодаря своим талантам, назвав лишь своё настоящее имя, Том, с момента знакомства с Дики, полностью окунается в чужую жизнь и всюду его сопровождает. Том с каждым днём всё более и более становится похожим на Дики, но, постепенно сам Дики начинает подозревать нечто неладное в своём ещё недавно «хорошем» приятеле и, ощутив скорый выход ситуации из под контроля, Том решается занять место Дики.
По-настоящему шедевральным, раздирающим душу и напрягающим своим развитием событий фильм режиссера и сценариста Энтони Мингеллы был им превосходно экранизирован с оригинального первоисточника, романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» (1955 г.), за что его, как режиссера и уникально адаптировавшего сценарий сценариста следует ярко отметить и поблагодарить за проделанный кропотливый труд.
Среди достойных внимания особенностей фильма, следует отметить:
1) Прекрасно подобранный актёрский состав. Все исполнители ролей идеально подошли к воплощению на больших экранах своих непростых по характеру персонажей. В особенности следует отметить триумфально замечательный дуэт обладателя премии Оскар, харизматического и, вне всяких сомнений, талантливого актёра Мэтта Дэймона вместе с ослепительно дерзким, неповторимым и не менее талантливым Джудом Лоу. Что удивительно, во-первых, первоначально роль Тома Рипли Энтони Мингелла хотел предложить Тому Крузу. Однако посмотрев фильм «Умница Уилл Хантинг» (1997), режиссер решил пригласить Мэтта Дэймона, с чем конечно же наш режиссёр и не прогадал. Во-вторых, специально для съемок в фильме Джуд Лоу учился играть на саксофоне, а Мэтт Дэймон — на фортепиано. В-третьих, для роли Тома Рипли Мэтт Дэймон сбросил 30 фунтов (примерно 13,61 кг) веса;
2) Отличное музыкально джазовое сопровождение всего фильма. Уроки фортепиано Мэтта Дэймона позволили ему воспроизвести в кадре необходимую фортепианную аппликатуру, однако саму звучащую в фильме фортепианную музыку записали профессиональные пианисты Салли Хет и Габриэль Яред (композитор фильма). А периодически звучащие оригинальные саундтреки с лёгкостью переносят зрителя в Итальянскую эпоху середины 50-х годов, когда ещё джаз имел пик широкой популярности;
3) Превосходное сочетание в одном фильме множества жанров. Начинаясь как традиционная драма, фильм постепенно приобретает характер напрягающего триллера, который будоражит своим непредсказуемым развитием событий. Конечно фильм и не обошелся без элементов явно заметной мелодрамы, которая вспыхивает периодически.
Фильм несомненно достоин внимания и полного 139 минутного просмотра каждым зрителем-ценителем отличного кино, а также для любителей пофилософствовать, которые, после просмотра бесспорно приступят к бурному обмену мнениями, как о главных героях и сюжете, так и о всём фильме в целом.
10 из 10