Талант покорять зрителей и критиковТомас Рипли — ничем непримечательный молодой человек, живущий в Нью-Йорке и зарабатывающий себе на жизнь игрой на фортепиано. Но его настоящий талант вовсе не в музыкальных способностях. Том Рипли виртуозно умеет выдавать себя за других людей, чтобы производить самое хорошее впечатление. Он мастерски подделывает чужие почерки, имитирует чужие манеры и голос. Но его амбициям слишком тесно внутри невзрачного юноши. И когда один из состоятельнейших людей Америки Генри Гринлиф, ошибочно приняв Рипли за сокурсника своего сына, предлагает круглую сумму за поездку в Италию с целью убедить нерадивого отпрыска прекратить транжирить отцовские деньги и вернуться домой в Нью-Йорк, молодой музыкант смекает, что его звездный час пробил. Но скоро даже роскошная жизнь на содержании у юного Дикки Гринлифа станет невыносимой для невзрачного Тома Рипли, ведь он поймет, что самое время воспользоваться своими талантами и самому занять место сына американского богача. Однажды молодой подхалим обретает свою американскую мечту на берегах солнечной Италии, но за его амбиции придется жестоко заплатить окружающим его людям.
«Талантливый мистер Рипли» — вторая по счету экранизация одноименного романа Патриции Хайсмит и второй фильм Энтони Мингеллы, которым режиссер намеревается покорить сердца как рядовых зрителей, так и критиков. Что ж, можно сказать, что Мингелла сделал все возможное, чтобы так все и случилось. Навесить на фильм «Талантливый мистер Рипли» ярлык «драма» и «триллер» будет совершенно несправедливо, поскольку данная картина по мере повествования меняет свой жанр подобно тому, как главный герой меняет свои личины, превращаясь из скромного и приветливого юноши в жесткого и хитрого афериста, на пути к своей заветной цели не знающего ни жалости, ни элементарных границ между дозволенным и неприемлемым. Если первая половина фильма — это лощеная мелодрама, демонстрирующая dolce vita золотой молодежи, просаживающей деньги состоятельных родителей в экстазе беззаботности и безделья, то вторая часть фильма — криминальный триллер, в котором молодой аферист будет постоянно находиться на грани разоблачения своего обмана, хитро лавируя между людьми, втираясь к ним в доверие и играя на их ожиданиях и эмоциях так ловко и непринужденно, словно играет на музыкальных инструментах. При этом, к сожалению, первая половина не так мастерски выдержана, как вторая. Та часть ленты, которая относится к жанру триллер, заставляет зрителя сидеть в сильнейшем напряжении, а вот мелодраматическая часть истории способна дать зрителю заскучать, поскольку на протяжении почти сорока минут заставляет наблюдать, как герои катаются из одного итальянского города в другой, обсуждают планы по дальнейшему прожиганию жизни и жалуются на то, как не хотят возвращаться в скучную Америку. Тем не менее, надо отдать должное авторам, которые умело заставляют зрителя проникнуться симпатией ко всем героям и, особенно, к Тому Рипли, при этом, не нарушая целостности персонажей и не лишая их своих темных сторон личности. Отдельно следует отметить то мастерство, с которым режиссер и сценаристы подошли к созданию образа главного героя. Персонаж, который не может не вызывать отторжения, заставляет искренне сопереживать за него. Стараниями режиссера, сценаристов и исполнителя главной роли, он умудряется «втереться» в доверие и симпатию зрителю также ловко и незаметно, как это делает с другими героями фильма. И здесь проявляется одно из главных достоинств ленты: авторы создают настолько живого и яркого персонажа, что его обаяние и упомянутый «талант» нравиться окружающим выходит за рамки киноэкрана. Абсолютно отвратительный по своей сути персонаж заставляет желать ему одновременно и справедливого возмездия и успешной реализации задуманного. Вопрос, касающийся гомосексуальности главного героя стоит, возможно, рассматривать не более, чем творческую вольность режиссера. Тем не менее, намеренно или нет, этот аспект позволил создателям в какой-то мере сделать Тома Рипли еще более одиноким и отчужденным от мира человеком, не способным найти существо, которому можно доверять настолько, чтобы рассказывать о столь сокровенных тайнах.
Работа с персонажами не единственный козырь фильма. Лента демонстрирует великолепную операторскую работу и хорошую режиссуру. Но куда большее впечатление производит музыкальное сопровождение. Гэбриель Яред создал поразительно проникновенную композицию, которая незаметно вползает в душу и не покидает смотревшего фильм еще долгое время после просмотра. Музыка Яреда приближена по звучанию к классической. В сцене посещения героями оперы такой подход к созданию саундтрека смотрится особенно выигрышно, потому что демонстрируемая в театре опера имеет непосредственное отношение к событиям. происходящим в жизни главного героя. А столь удивительное созвучие музыки Чайковского и Яреда создает в голове зрителя прочную связку между происходящим на сцене театра и в жизни Тома Рипли.
В итоге получился в целом сильная картина, не лишенная недостатков в деталях, вернее одного недостатка, который сильно портит общее впечатление «при прочих блистательных составляющих». При великолепной актерской игре, удивительно красивой музыке, прекрасной операторской работе и умном сюжете фильму сильно недостает динамики в первой половине. Когда зритель смотрит некую историю, ему должно быть понятно, почему эту историю стоит смотреть дальше, ждать, что же случится впоследствии. Затянутая же и практически лишенная каких-либо событий экспозиция совершенно не дает такого понимания, заставляя по мере просмотра задаваться вопросом: «А ради чего именно все это мне показывают? Дальше-то будет движение?». Как показывает вторая половина ленты: «Будет и еще как!», но затягивание ожидания в случае «Талантливого мистера Рипли» играет отнюдь не на руку создателям фильма.
7,5 из 10