Творчество Стенли Кубрика часто сравнивают с писателями-бунтарями, ведь самые видные его проекты, в той или иной мере, противопоставляют героев существующей системе. Конечно, незабвенный творец известен, в первую очередь, как режиссер, и его сценарному участию обычно уделяет меньшее значение. Вот и в «Тропах славы» поднимаются непопулярные щепетильные темы неоправданных жертв любых войн, временами нечеловеческие условия содержания солдат и случаи, когда человек, доведенный до черты, поступает по своему разумению, вместо слепого следования букве чужой воли. Сам герой Дугласа приводит довольно едкую цитату о патриотизме, словно подталкивая зрителя составить свое мнение о происходящем.
Ждать военного эпика образца 1950-х не стоит — акцент сделан не на самой окопной борьбе Великой Войны (название Первой Мировой до 1940-х), получасовое вступление с фронта — скорее аперитив. Считаемое многими невыполнимым задание по взятию вражеских рубежей, описано со стороны простых солдат и офицеров, как людей, а не расходного материала для достижения стратегических побед. Чего стоит только, казалось бы, простая и не обременительная сцена, где генерал Миро с нескрываемым спокойствием и почти безразличием озвучивает предполагаемые потери личного состава батальона. В целом, фильм мне очень напомнил бессмертное творчество Ремарка, в частности антивоенные романы «Время жить и время умирать» и «На западном фронте без перемен». А выбор в сторону черно-белой палитры вызывает ассоциации со знаменитой экранизацией второго из них.
Кубрик сосредотачивает внимание зрителей на самом процессе осмысления войны, как явлении. Главный герой в исполнении
Кирка Дугласа выступает своеобразным зеркалом совести, будучи уважаемым офицером. Для него подчиненные — не просто числа в отчете жертв, но живые люди со своими проблемами и судьбами — идеалист. Можно придираться к излишней совестливости французского полковника Дакса, и в определенной мере вы будете правы. Он больше собирательный образ, но обеспечивает должный контраст между тем, что мы видим непосредственно в сценах, и что остается за кадром. Сценарий вмещает в себя военную, социальную и судебную драмы. Ни одна из составляющих не погружает с головой, но общее впечатление фильм оставляет положительное. Более того, «Тропы славы» не угнетают ваше настроение, что, уже после просмотра, позволяет трезво оценить увиденное.
7,5 из 10