Это ваш путь?Фильм четвёртый. Почти миллион долларов бюджета. Включён в Национальный реестр США. Оценки ещё выше. Вновь военная тема. И как?
Предыдущие фильмы Кубрика объективно были хороши, однако эмоций они не вызывали вообще никаких. Ну классика — ну и чёрт с ней. Не цепляли они меня, что тут поделать. Но
фильм «Тропы славы» таки зацепил меня. И даже эмоции сумел вызвать. Чем фильм отличается от предыдущих работ мастера Стэнли?
Сюжет. Тут он есть, и он интересный. И на этом, по большому счёту, можно заканчивать. Предыдущие фильмы Кубрика имели довольно скудные истории, цепляли лишь развязки, но это не серьёзно — в фильме, который имеет культовый статус, должен цеплять не только финал. Тут же история завлекает почти с самого начала, как и положено фильму, который снимал человек, которого многие считают гением. Она вроде бы простая, но в то же время имеет парочку сюрпризов, от которых ваша челюсть вряд ли упадёт на пол, однако приведут зрителя к главной мысли фильма — что выражение «на войне все средства хороши» несколько неверна, нельзя идти тропой жестокости, даже если она ведёт к славе.
Кто уж не ищет славы, так это персонаж по имени Дакс, который делает всё возможное для того, чтоб справедливость восторжествовала, однако всегда нужны козлы отпущения, на которых свалят все грехи, дабы люди не пронюхали, что ими командуют другие козлы, которые ввиду высокого самомнения думают, что за них всё сделают солдаты, а если у них что-то не выйдет, то можно просто наказать парочку ни в чём не повинных людей, и всё, идём дальше, — Ура,(название любой страны)!
Персонажи также, как и в предыдущих работах режиссёра, прописаны так себе. Мы можем судить о них лишь по диалогам и актёрской игре, и знаете — этого вполне хватает, то есть героям сопереживаешь. А актёрская игра здесь хорошая, особенно понравились Кирк Дуглас, сыгравший добропорядочного Дакса, Адольф Менжу, сыгравший вроде бы неплохого человека, однако и тот не без греха, и Джордж Макреди за роль сумасбродного Мюро, который творит какую-то ересь и отдаёт соответствующие приказы, а если их не исполняют, то начинает увольнять, кричать, приказывать, угрожать и так далее.
Учитывая относительно небольшой бюджет, авторам удалось показать войну прилично. И это при том, что ни в одном кадре я не приметил ни одного немца, как позже выяснилось — их там, вроде как, и нету вовсе. И это тоже довольно интересный шаг, показывающий, что вообще без разницы с кем ты воюешь — с нацистами, фашистами, коммунистами, капиталистами, — всё одно: смерть и несправедливость. Ну, так я это понял.
Смысл финальной сцены тоже довольно трудно понять, если не смотреть объяснения в Интернете. Как по мне, она показывает, что люди-то на самом деле не хотят никого убивать. Они со слезами подпевают немецкой девушке, хотя минуту назад им вообще было не до слёз. Война принуждает людей отбирать жизни тех, кому вы никогда не желали зла, убивать людей, которых вы не знали, которые жили так же спокойно, как и вы, но их также подняли на ноги и отправили на фронт воевать под командованием людей, которые чуть что, так сразу всё валят на подчинённых.
Я знаю буквально два-три фильмов про войну, которые я лично выделяю из общего ряда военных фильмов. Этот фильм теперь также среди них, так как мораль в нём не сводится к «война — ужас», хоть имеется и это. Теперь я понимаю, почему фильм внесён в реестр США, почему его называют «лучшим антивоенным фильмом», почему его поначалу запретили во Франции, которой не особо нужна была такая история.
Ничего не имею против Франции, если что, подобное, я уверен, было и в других странах. Как вообще можно не любить страну, в которой родился кинематограф?
В описании книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» говорится, что человек к любых обстоятельствах может оставаться человеком. И это сущая правда.
Непослушных детей можно наказывать, но главное — не перегнуть. Не обязательно быть жестокими, чтобы выиграть жестокую войну. Можно быть справедливыми и честными друг к другу. Не обязательно стрелять по своим, дабы они шли в априори бессмысленный бой, от которого не жди ничего, кроме смерти. В фильме вроде бы даже есть фраза наподобие: «если бы они были храбрыми(скорее глупыми, чтоб лезть на неизбежные пули), то они были бы мертвы». То есть ты либо храбрый безрассудный солдат, который лезет в одиночку на толпу врагов, и это при том, что солдаты вообще-то не на грядках растут, чтобы ими так беспечно распоряжаться, либо трус и предатель. И тот, и другой, так или иначе, умрут. То есть ваша судьба уже определена за вас. И это мерзость. Такая смачная дрянь, какой ни в одном ужастике не увидишь.
Шедевр ли? — Что ж, скорее да, нежели нет. Стоит ли смотреть? — Конечно.
Лучший фильм Кубрика на момент 1957 года.
Можно пойти и другой тропой. Неужто это наш путь?
8 из 10