Рекомендовано к просмотруВ нашем кинематографе почти нет фильмов о Первой Мировой войне. В классическом Голливуде эта тема была весьма популярна. Сразу приходят на ум такие шедевры, как «На западном фронте без перемен», «Африканская королева» и «Лоуренс Аравийский». Но лично для меня самый запоминающийся фильм о Первой Мировой – «Джонни взял ружье» 1971 года (это просто шок). В этом списке картина «Тропы славы» занимает достойное место. Действие фильма происходит в 1916 году на Западном фронте. Французская армия пытается всеми способами, всеми правдами и неправдами переломить ход войны против Германии. Для этого нужно непрерывно наступать, жертвовать огромным количеством солдат, которые становятся пушечным мясом, разменной монетой в игре генералов. После провала очередной наступательной операции командование решает «в воспитательных целях» расстрелять троих человек из группы отступивших. Главный герой фильма полковник Дакс пытается защитить своих солдат, но один, как известно, в поле не воин…
«Тропы славы» – очень важный фильм. Режиссер Стэнли Кубрик попытался показать позор Первой Мировой войны – самой жестокой и беспощадной за всю историю на тот момент. «Тропы славы» – это война глазами главнокомандующих, это война глазами офицерского состава, это война глазами простых рядовых солдат. Вы думаете они видят одно и то же? Конечно же, нет. Фильм Кубрика показывает, что во всех мировых армиях одни и те же проблемы, одни и те же язвы. Вспомните наши войны: Русско-турецкую войну 1877-78 годов, ту же Первую Мировую. Разве не было у нас такого руководства, разве не посылали огромную солдатскую массу на верную смерть! В «Тропах славы» есть герои и ублюдки, есть отважные и трусливые, но войне и ее законам не важно: она сметает все и всех. В этом фильме в очередной раз получила актуальность фраза «Патриотизм – последнее прибежище негодяев».
В 1957 году Кубрику было 29 лет. Он еще не снял «Спартак», «Лолиту», «Доктор Стрейнджлав», «Космическую одиссею» и «Заводной апельсин». Но при этом он создает киношедевр. Режиссерская манера Кубрика под стать главной теме фильма: холодная, расчетливая, реалистичная. Сцены военных действий, сцены в окопах сняты с документальной точностью. Именно в «Тропах славы» Кубрик впервые применил один из тех приемов, которые он будет использовать и позже: кажущееся бесконечным движение камеры, открывающее все новые и новые детали. Порой камера несколько минут «гуляет» по промозглым траншеям, которые для свободного передвижения съемочной группы пришлось сделать на треть шире, чем в реальности.
В этом фильме два знака качества: Стенли Кубрик и Кирк Дуглас, сыгравший главную роль. Я считаю «Тропы славы» лучшим фильмом с Дугласом (он занимает 17-е место в рейтинге Американского института киноискусства). На мой взгляд, это один из самых разноплановых актеров классического Голливуда. В фильмах «Трубач», «Злые и красивые», «Спартак», «Жажда жизни» и других у него получаются сыграть абсолютно разные роли. Смотреть на Дугласа в «Тропах славы» – истинное удовольствие! Он и сам всегда отмечал именно эту свою работу. Трудно сыграть настоящего героя своего времени, человека, который ради чести, ради принципов и идеалов готов пожертвовать блестящей карьерой, военного, до последнего защищающего своих солдат. К слову сказать, мы даже не знаем имени полковника Дакса – это герой безымянный. Впрочем, все актеры под стать Дугласу, придраться не к кому.
Фильм «Тропы славы» не была претендентом на «Оскар» ни в одной номинации, что лично у меня вызывает удивление. Номинаций уж точно были достойны и Стенли Кубрик, и Кирк Дуглас, и Джордж Макреди, исполнивший роль генерала Миро. Впрочем, можно найти несколько объяснений этому недоразумению. У фильма была дурная репутация в Европе, которая повредила прокату. Во Франции открестились от действий французских командующих, которые были показаны в фильме. ФРГ тоже запретила прокат «Троп славы» в своей стране. В США, конечно, таких проблем с прокатом не было, но в этом же году на экраны вышел еще один военный фильм – «Мост через реку Квай» Дэвида Лина. Видимо, академики посчитали, что два военных фильма – это слишком много для одной церемонии и отдали предпочтение картине Лина (у нее восемь номинаций и целых семь «Оскаров»). Но все же подчеркну еще раз несправедливость академиков по отношению к «Тропам славы». Впрочем, фильм получил другое признание. Например, Уинстон Черчилль высоко ценил стиль, правдоподобие и аккуратность картины Кубрика. Новую актуальность «Тропы славы» приобрели с началом войны во Вьетнаме. В 1992 году этот фильм был внесен в Национальный реестр наиболее значимых фильмов в истории США.