Когда Кубрик ещё видел спасение на ЗемлеМои ожидания
Я посмотрел этот фильм уже после просмотра всех более поздних картин Стэнли Кубрика. Я знал, что сам режиссёр позиционировал его как антивоенное высказывание, тогда как в 'Стальной оболочке', он больше хотел уделить внимание самому феномену войны, его изучению. Был уверен, что фильм мне понравится...
Сценарий
Добротно написанная история про офицера, который старается остаться на войне гуманистом и Человеком. Фильм достаточно короткий, но авторам удалось создать полноценную историю с большим количеством дополнительных коллизий.
Диалоги в фильме очень короткие. Что не удивительно, ведь фильм о военных и войне. Но их здесь ровно столько сколько нужно, чтобы получить всю информацию.
Режиссура
Видно, что режиссёр всё ещё ищет себя в этом фильме. Как всегда бросается в глаза визуальная красота кадра, однако набор излюбленных приемов ещё не выбрана.
Думаю, что молодому режиссеру было трудно работать с звездой - Кирком Дугласом. Но с задачей своей оба явно справились. Образ главного героя создан, но он не перетягивает на себя всё внимание зрителя.
Бросается в глаза то, что Стэнли Кубрик во время съемок 'Тропы славы' ещё не потерял веру в людей. Это отлично иллюстрирует финальная сцена где солдаты поют и плачут. Более поздний Кубрик вряд ли позволил бы себе такую сцену. И тут хочется сказать ему то же, что и говорит маршал полковнику: 'Вы идеалист'... Но это не плохо. Наоборот, этот финал создаёт разнообразие во вселенной режиссёра. В конце концов Кубрику было всего 29, когда если не в этом возрасте быть идеалистом.
Операторская работа
Все фильмы Стэнли Кубрика очень визуальны. И это логично, ведь режиссёр начинал свою карьеру фотографом.
Оператор Георг Краузе сделал великолепную визуальную атмосферу в фильме. Композиция кадров, ракурсы стилизуют картинку под фотографии времен Первой мировой войны. Великолепные пролеты камеры по траншеям позволяют нам увидеть мир глазами главного героя.
Бросается в глаза как хаос в батальных сценах сменяется четкой выверенностью линий в сценах суда и казни. И как яркие кадры бала и обеда генерала контрастируют с темными и мрачными кадрами в землянках солдат и полковника.
Актерская игра
Кирк Дуглас - это главная звезда фильма. И следишь, конечно, больше всего за ним. И образ он создает очень яркий. Собранность и четкость его движений - говорят о военной дисциплинированности героя. С другой стороны любое резкое движение на фоне этой скованности выглядит в три раза более импульсивным. Эти движения создают акценты, показывают героя неравнодушным человеком.
Также бросаются в глаза как актер выражает внутреннее состояние героя через работу с предметами. Вот он нервно сжимает перчатки, вот он в смятении снимает фуражку, вот он маскирует свой гнев резким движением стягивая сапог.
Художественные решения
Звуковое решение - вот что хочется выделить отдельно. Барабанная дробь, хоровое пение, пронзительная тишина, нервный монотонный стук. Все это безусловно было в новинку. И хоть сегодня мы с этими приемами отлично знакомы они все-равно работают создавая нужную атмосферу в зрительном зале.
Заключение
Нельзя сказать, что этот фильм так же завораживает и восхищает, как например 'Сияние' или 'Космическая одиссея'. Но этот фильм, безусловно, оставляет свое послевкусие, заставляет задуматься о том, можно ли остаться человеком на войне и сколько стоит там простая жизнь.