Несколько хороших парней«- Патриотизм — последнее прибежище негодяев.» (с)
После нескольких короткометражек и двух неплохих, но дешёвых в производстве остросюжетных картин, будущий мэтр мирового кино — Стенли Кубрик, наконец то получил под свой контроль дорогой, высокобюджетный фильм с Голливудскими звёздами. Это была экранизация подзабытого романа Хэмфри Хобба — «Тропы Славы», который молодой режиссёр прочёл ещё будучи подростком, случайно наткнувшись на него в библиотеке отца. Книга написана была в середине 30-ых, и повествовала о временах Первой Мировой, затрагивая сложную тему морально — этических взаимоотношений в армии между офицерами, высшим командованием и простыми солдатами. В центре сюжета рассказывалась история провалившегося наступления французского гарнизона, бойцы которого вопреки желаниям далёких от реалий фронта штабных генералов — так и не выполнили приказ командования. Многие солдаты были покалечены и убиты, а выжившие были объявлены трусами. Желая устроить показательную казнь, командовавшей операцией генерал приказывает провести военный суд. В результате, под трибунал попадают случайно выбранные из общей массы выживших солдат. Некоторые из них имели славную репутацию и боевые награды за воинскую доблесть. Желая спасти своих бойцов, главный герой — полковник Дакс — в прошлом неплохой юрист, решает представлять несправедливо обвинённых солдат на суде. Но жестокий и амбициозный генерал Поль Миро — идёт на всё, лишь бы этот процесс завершился расстрелом…
К тому времени тема Первой Мировой начинала сходить на нет, поскольку у писателей и кинематографистов появилась не менее вдохновляющая (если можно, конечно так выразится) — совсем недавно завершившаяся Вторая Мировая война. Стенли Кубрик обратившись к казалось бы изъезженной теме, должен был найти к ней новый подход. Ведь об ужасах той войны уже писали Ремарк и Хемингуэй, а их выдающиеся произведения уже были неоднократно экранизированны. Да и масштабных исторических боевиков снималось не мало в эпоху так называемых «пеплумов». Поэтому режиссёр использовал книгу как материал не для военного боевика с элементами драмы, избежав так же в зубах навязшей военной романтики. Он поставил картину близкую по жанру к судебной драме, которую так любили снимать в более поздние 90-ые годы в США. Однако, фильм Кубрика не совсем «12 Разгневанных Мужчин» (популярная судебная драма Люмета — появившаяся примерно тогда же), поскольку сам процесс над попавшими под раздачу солдатами — лишь небольшая часть сюжета. В отличии от последующих кинолент мастера — эта длится около 1,5 часов, и совершенно не кажется затянутой. Быстрое представление героев, экшен — фрагменты как бы из пролога, в котором задаются черты действующих лиц и их характеры, конфликт между героями, военный трибунал и трагический, лишённый антивоенного пафоса финал.
Впервые в касте фильма молодого режиссёра крупная Голливудская звезда. Подружившись на съёмочной площадке с Кирком Дугласом, Стенли Кубрик в последствии снимет этого обладающего мужской харизмой актёра в главной роли в своём «Спартаке». Но, как это обычно бывает в лентах Кубрика — подобранные даже на второстепенные роли, малоизвестные артисты играют на высшем уровне. Очень убедительны были в ролях несчастных рядовых Тимоти Кэрри (Морис) и молодой Джозеф Тёркл (Пьер Арно). Запоминающиеся образы создали Джордж Макреди (генерал Миро), Уэйн Моррис (лейтенант Роже), Ральф Микер (капрал Парис) а так же Эмиль Мейер (святой отец Дюпре). Среди не упомянутых исполнителей — практически все колоритные, убедительные актёры. Например, запомнился эпизод с контуженным солдатом. В котором генерал Миро обходя окопные траншеи с дежурным -« Ты готов бить германцев, сынок?», натыкается на испуганного, нервного солдата, который говорит о том, что больше не увидит жену. Генерал бьёт его по морде, и приказывает перевести из своего корпуса. Персонаж сыгранный Джорджем Макриди, поначалу кажется не столь однозначной личностью, поскольку и сам ходит в окопах, имеет на лице боевые шрамы и общается с бойцами не строго по уставу. Например ведёт разговоры по душам с полковником Даксом, даже предлагает тому отпуск, освобождая тем самым от участия в готовящейся операции по взятию Муравьиной Горы — хорошо укреплённому участку противника. Но, во время боя, придя в бешенство от того, что не все солдаты могут пойти в наступление — зажатые в траншеях шквальным огнём неприятеля, генерал Миро приказывает артиллеристам стрелять по своим же позициям, дабы подстегнуть «отсиживающихся трусов» к атаке. В последствии этот факт умалчивающий, и даже отрицающий — персонаж Макриди выглядит жестоким и некомпетентным командующим. Но, не менее гадким является и штабной генерал Жорж Брулар, который и затеял эту бесперспективную со стратегической точки зрения военную операцию, а в последствии скинул вину за провал наступления со своих плеч на амбициозного Миро, и не стал противится несправедливому трибуналу, на который попадали случайно отобранные из взвода солдаты. Некоторые из которых были без сознания во время сражения, или не имели возможности идти в атаку…
Среди прочего, в диалогах персонажей упоминается то, что патриотизм — является последним прибежищем негодяев. Эту цитату полковник Дакс приводит в беседе с генералом Миро, незадолго перед атакой. На, что генерал говорит о том, что тот просто устал и ему пора отдохнуть… Ведь всегда так. Войны начинают те, кто лично в них никогда не участвует, в лучшем случае — передвигают флажки на картах весящих на стенах своих кабинетов и заседающие на военных советах. Воюют в холоде, грязи и голоде, ежеминутно рискуя быть убитыми или жестоко искалеченными — простые, зачастую совершенно не разбирающиеся в политике люди. Многим из которых, как правильно было замечено — не суждено дожить до победы. Поэтому, живя в столь неспокойное как сейчас время, лично я не готов отдать свою жизнь на войне, которую вполне может спровоцировать недальновидная политика нынешних власть предержащих. Потому не сочту себя ни трусом ни предателем родины, если мне будет повестка на такую войну во имя государственных интересов, и я благополучно предпочту уклонится от мобилизации. Впрочем, на эту тему весьма живописно высказывались герои книги и фильма «На Западном Фронте Без Перемен». Стенли Кубрик снял кино о другом, хотя и об этом в том числе. Катина «Тропы Славы» — о человеческих, солдатских взаимоотношениях. О том, что высокий чин дозволяет творить произвол и избегать за то ответственности, а «маленькие люди» — всего лишь пешки на шахматной доске, которыми «большие» распоряжаются зачастую по собственному разумению. А так же о том, что подлец — всегда будет подлец, какие бы лычки и погоны он не нацепил на свой мундир. А хороший парень может быть как и офицером, так и простым рядовым…