При всей моей любви к Марчелло Мастроянни я не могу не отметить, что в независимом кино он всегда слегка «оторван» от мира сего, словно чувствует себя не в своей тарелке. Как же удивительно было увидеть его в комедийном детективе, да еще и в роли усатого ресторанного мандолиниста! И сразу же эта роль стала для меня самой любимой из богатого багажа Марчелло — настолько он тут эмоционален, энергичен и «сшит» со своим персонажем.
Итак, дон Рафаэле немолод, небогат и живет с отцом-игроманом. Тот постоянно проигрывается в пух и прах, а сын расплачивается с долгами, соглашаясь на любую подработку. В один прекрасный день кредитор отца предлагает музыканту странный, но простой способ погасить долг: подъехать к одной высотке и сыграть под окном серенаду на мандолине. Ноты прилагаются. Реакция на сие действо оказывается на удивление неромантичной: с балкона принимается палить из ружья какой-то афроамериканец, причем через пару мгновений он выпадает чуть ли не на голову дону Рафаэле. Неужели его толкнуло на это волшебство мандолины? Заинтригованный музыкант мчится назад, к кредитору, и поспевает как раз вовремя: тот не менее феерично выпадает из окна, и на этот раз очевидно, что его толкнуло в спину нечто более весомое, чем комбинация нот…
Вот такой клубок придется распутывать бедному мандолинисту. На его стороне лишь симпатичная санитарка из дурдома, а против него — прилипчивый полицейский, находящий странным, что всякий раз при виде Рафаэле люди падают из окон; беспощадная мафия; маэстро-интриган и (это самое ужасное) страшный черный пес! А уж про отца и говорить нечего: этот старый пень пользуется сыновней почтительностью и живет на широкую ногу, мешая дону Рафаэле завести знакомство с хорошей девушкой. Еще бы: придет невестка и вышвырнет старика из дома… При этом он еще и умудряется обвинять сына в неумении водить дружбу с дамами!
- Каждый раз, когда ты собираешься покорить чье-то сердце, дамочка убегает. Скажи мне, разве я вру?
- Как же им не убегать, если ты говоришь им, что у меня заразный полиомиелит?
- Я никогда этого не говорил! Я говорил только о прогрессирующем параличе, который идет с ног, поднимается-поднимается и неизвестно, где остановится!
В «Неаполитанском детективе» есть всё, чего душа пожелает: плотное действие, не провисающее ни на минуту, хитро закрученная интрига, остроумные диалоги, заразительные эмоции, хищно-красивая Орнела Мути, высокомерно-красивая Зеуди Арая Кристальди, много шуток, веселья, драйва и музыки. Отличный коктейль для тех, кто неравнодушен к итальянскому кино, да и вообще к старым добрым комедийно-приключенческо-детективным картинам с ненавязчивой романтической линией.