Исторический эпик или песнь о свободной ШотландииЭтот фильм входит в топ-500 лучших фильмов, один из тридцати лучших фильмов девяносто пятого года. Возглавляет этот список фильм «Семь», про который мы уже вели речь. Теперь мы повернём вектор своего наблюдения в сторону исторического жанра. И рассмотрим вторую режиссёрскую работу Мэла Гибсона. Она относится к тому жанру, который мне сильно импонирует — историческое кино. Немногие из таких фильмов могу назвать своими любимыми. Но этот один из них. Ленте в этом году двадцать восемь лет и для кино я это считаю немалым сроком. Грустно, что он покинул онлайн-кинотеатры вместе с истечением срока лицензии. Но нашёл способ свести с ним новое знакомство и далее поделюсь с вами впечатлениями от увиденного и некоторыми мыслями по этому поводу. Запасайтесь прохладительными напитками, мы начинаем.
Повествовательный критерий или нарратив. Основой для сценария послужила жизнь и подвиги Уильяма Уоллеса — национального героя Шотландии. Средневековье моментами романтизируется, моментами краски сгущаются, но было много моментов, которые достойны увековечивания. Год 1280-й. Шотландия находится в вассальной зависимости от Англии и племя, в котором живёт главный герой вынуждено вести бои, отстаивая свою позицию. В один из таких моментов юный Уильям теряет родителей и уезжает с дядей Оргайлом, который даёт ему образование, учит читать и оттачивать разум. Спустя время возвращается, встречает любовь юности и всё идеально. Но войска Эдварда Длинноногого имеют право первой брачной ночи, чтобы выразить своё «одобрямс» выбору мужчины. С этими порядками Уильям в корне не согласен. Потеряв свою любовь, он отправился объединять знать и ратиборцев, чтобы выступить большой силой против англичан и продемонстрировать готовность Шотландии к войне за Независимость. Перед нами самый настоящий байопик про исторического персонажа. Это ода его подвигу и воспевание ценности суверенитета. Того, что за самоопределение стоит сражаться. На этом фильме также пробуждаются патриотические чувства. Героический пафос в таком контексте не кажется чем-то неуместным и идеально вписывается в создаваемую атмосферу.
Визуальный критерий или техническое сопровождение ленты. С первых же кадров мы можем насладиться операторской работой Джона Толла. Камера неотступно следует за персонажами в эпизодах, где есть действующие лица, но в начале мы отметим мастерство работы с общими планами и пейзажами. Нас встречают Шотландские пейзажи и эти природные красоты уже вселяют чувство величественности. Потом мы это видим в постановке битв, где мы взглядом стороннего наблюдателя участвуем в столкновении противоборствующих сторон. Побоища были кровавыми, то есть не пара капель в одном кадре, а доходило даже до конечностей. В момент произнесения главным героем мотивирующей речи удаётся задеть не только тех, кому она адресована, но и зрителей. По крайней мере тех, у кого внушаемость выкручена на максимум. В этот момент как никогда проникаешься патриотическим чувством и чувством причастности к происходящему. Не в последнюю очередь проявлению всех этих чувств способствует и великолепный саундтрек Джеймса Хорнера. Каждая мелодия своевременна и выкручивает драматургию на максимум. А музыкальные темы с волынками — это отдельные произведения, работающие даже вне контекста фильма.
Актёрские работы достойны похвалы. Мэл Гибсон выбил для себя главную роль. Но фактически было так, что ни один из актёров не смог удовлетворить студию и тогда режиссёр взял эту миссию на себя. Плюс у Гибсона обнаружили отдалённые сходства во внешности со своим историческим прототипом. Софи Марсо играет принцессу Изабель — тонкого дипломата, которая способна поддержать кого нужно. При этом в ней есть стать королевских кровей и она меняется на протяжении фильма, а значит способна учиться. Качество, достойное дипломата. Энгус Макфадьен сыграл Роберта Брюса и шотландцы долго бугуртили по поводу его воплощения на экране. Но актёру за это предъявлять не нужно. Он выполнял актёрскую задачу. Из второстепенных персонажей запоминается Брайан Кокс в роли Аргайла Уоллеса и Брендан Глиссон в роли Хэмиша. Также стоит отметить работу актёров дубляжа. Владимир Антоник писал Гибсона и его тембр идеально подходит для крепких моральных стержней и персонажей героического эпоса. Светлана Олешковская писала Софи Марсо и попадание в характер случилось. Сергей Бурунов стал голосом Роберта Брюса.
В качестве вывода.
Не самое исторически достоверное кино, но лично у меня вызывающие самые положительные чувства. Главные достоинства ленты — актёрская игра, музыкальное сопровождение, сюжет и общий патриотический вайб, достигающийся за счёт слаженное работы всех вышеупомянутых достоинств. К знакомству рекомендую, если вам нравятся большие исторические эпики и не пугают неточности фактологии и большие хронометражи. Всем здоровья, мира и хорошего кино.