О бедном хулигане замолвите слово…Англия – кузница субкультурных движений. В основном они завязаны на симбиозе музыки и политики: моды, рокеры, скинхэды, панки – все это начинало развиваться на Туманном Альбионе. Однако там же в 19 веке зародилась еще одна субкультура – движение футбольного хулиганства, или ультрас. Картина «Хулиганы» как раз о них.
Удивительно, что фильм на такую тему доверили снимать не заядлому фанату футбола, а нежной даме Лекси Александр. Возможно, сыграло свою роль признание среди критиков драмы «Джонни Флайтон», которая даже номинации на Оскар удостоилась. В любом случае, Лекси Александр справилась со своей главной задачей – приоткрыть дверь широкой аудитории в мир таинственных футбольных болельщиков, о которых знает весь мир.
Да, полноценного погружения в жизнь английских ультрас ждать не стоит. Даже участие в проекте Дуги Бримсона – футбольного фаната и автора нескольких книг на эту тему, не добавили той полноты, что хотелось бы. По сути, Александр прошлась по верхам, показать основную мысль: они живут на два мира – мир простых тружеников и семьянинов, и мир выброса адреналина на футбольных трибунах и мордобоя во славу любимой команды.
Этих широких мазков достаточно, но не когда важное нутро этой субкультуры заменяется художественным вымыслом и прочими сценарными приемами. Знатокам они однозначно резанут по уху или глазу. Оттого и критика, возмущение несостыковками с реальными футбольными хулиганами и прочее. Надо сказать, вполне обоснованные.
Тема верности – первостепенная во всем повествовании. Клубу, семье, друзьям, самому себе – не важно. Ведь когда Пит (Чарли Ханнэм) рассказывает Мэтту (Элайджа Вуд) о премудростях устройства его футбольного мира, можно понять, что даже если клуб будет аутсайдером, на верность членов «фирмы» это не повлияет.
То же Мэтт на протяжении всего фильма оставался верен себе. Сначала он не стал защищаться перед ложными обвинениями в угоду своей трусливой натуре, но после, когда его «я» перевернули или заново сформировали те добродушные парни из бара, он остался верен своей новой судьбе. И хватило лишь одного примера, когда тот же герой Лео Грегори отступил от этого принципа, и трагедия стала неизбежной.
Порой, дабы удержать эту идейную нить «верности», Лекси Александр и команда сценаристов жертвовали логикой в поступках героев, что сразу бросается в глаза. Это, наверное, главный минус «Хулиганов». Однако даже это не убивает симпатии к ним, сопереживания. Создатели фильма старательно делали так, чтобы у зрителя не возникало чувства возмущения от уличного беспредела, что превратилось в откровенную романтизацию хулиганов. Единственный задел на отображение «темной стороны» движения показан на примере фанатов «Миллуолла» и их главаря Томми Хатчера (Джофф Белл). И то там был личный мотив, по которому нельзя понять суть менее романтической жизни английских ультрас.
Резюмируя, фильм получился ровным, без уж откровенных подводных камней. Посмотреть его однозначно стоит, но судить по нему о движении футбольных хулиганов не стоит. Лучше просто отбросить все и смотреть историю перерождения молодого «янки» в мужчину.
7 из 10