Моя жизнь никогда не будет прежней!Сказать по правде, я не смотрела более ранние экранизации этого романа Альфреда Мейсона, имею в виду экранизации 1915, 1921, 1929, 1939, 1978 годов. Сегодня я буду говорить об экранизации 2002 года, режиссером которой выступил уже полюбившийся мне благодаря фильму «Елизавета» Шекхар Капур. Его фильмы, часто холодные и жестокие, несут свет надежды и величия.
Итак, что касается сюжета. Гарри Фэвершем (Хит Леджер) — офицер британской армии, потомок старинного аристократического рода, лучший солдат полка, да и вообще обладатель всяческих достоинств. У него есть все — четверо замечательных друзей и прекрасная возлюбленная, о помолвке с которой отец Гарри объявляет в начале фильма. Но все ведь не может быть столь хорошо. Полк собираются отправить на войну в Судане, где Британия отстаивает свои имперские права. И весь идеальный мир Гарри рушится. Он никогда не хотел быть солдатом. И в армию он пошел только для того, чтобы не разочаровать отца. Думал, послужит год-другой… но война… идти на войну, в которую ты не веришь, которую ты не понимаешь? Возможно, все это только отговорки, а на самом деле Гарри обуял страх. Он подает в отставку. Отец Гарри отказывается от него. А от троих друзей и от своей возлюбленной Гарри получает четыре белых пера в знак того, что они считают его трусом.
Как по мне, это была не трусость, это был приступ пацифизма, который обычному среднестатистическому человеку, особенно в те времена, не понять. Так или иначе, эти четыре пера изменили жизнь Гарри, и он решается отправиться в Судан, чтобы быть ангелом хранителем своим друзьям, которые его отвергли.
Как я сказала выше, это фильм не только о любви, да и не только о дружбе, но о силе духа в борьбе с жестокостью мира.
В Судане Гарри проходит через многое, чтобы спасти своих друзей. И самое важное, он проходит через собственное перерождение, через свои предрассудки человека, рожденного якобы в «цивилизованном» мире и попавшего в каменный век Судана. За этим перерождением следишь, как зачарованный.
Игра актеров на высоте. Отмечу здесь гениального Хита Леджера, а также Уэса Бентли, Криса Маршалла, Майкла Шина и Руперта Пенри-Джонса, сыгравших четверых друзей Гарри. Каждый персонаж удался — сдержанный и разумный Джек, миролюбивый и наивный Каслтон, дерзкий Тренч и самовлюбленный Уиллоби. Но пожалуй самым ярким здесь оказался актер второго плана Джимон Хонсу, сыгравший Абу Фатму, которого Гарри повстречал в Судане. Видимо, он обладает такой мощной харизмой и такой живой мимикой, что любая его, казалось бы вспомогательная роль, в тех же «Гладиаторе» или «Кровавом алмазе» запоминается навсегда.
Отдельно стоит сказать о Кейт Хадсон в роли Эдни. Она — единственная причина, почему я поставлю фильму не 10 из 10, а 9. Не скажу, что отношусь к ней с предубеждением, но ее жеманность и неестественность заставляла ненавидеть Эдни еще больше, чем она того заслуживала. Кейт Хадсон не помог даже гений режиссера. На ее месте смотрелась бы гораздо лучше, скажем, Натали Дормер, которая способна сыграть все — и высокомерную. и раскаявшуюся, и кокетливую, и целомудренную.
Сцены сражений, как это и присуще Шекхару Капуру, очень натуральны — никакого противоестественного героизма, жуткая мясорубка на поле боя, хаос, страх и смерть. Герои, пусть даже главные, тоже получают ранения — ничего похожего на персонажей Стивена Сигала. Судан, его крепости и пустыня действительно кажутся адом.
Сценарий, пусть это и адаптация романа, пусть это даже не первая экранизация, ни на что не похожий, нетривиальный. Музыка просто вырывает раскаленными щипцами душу.
После просмотра я сказала себе — это фильм из тех, после которых ты уже не тот, что прежде.
9 из 10