Назад, к театру!Картина «Чеховские мотивы» (2002) занимает особое место в фильмографии Киры Муратовой. Режиссеру удалось создать фильм, аналога которому нет даже в ее творчестве.
Кира Георгиевна соединила два произведения Антона Чехова: рассказ «Тяжелые люди» и пьесу «Татьяна Репина». Но чтобы не обманывать зрительские ожидания, стоит сразу сказать о том, что фильм не является экранизацией произведений русского писателя. Режиссер использовала только, как не трудно догадаться, мотивы творчества писателя. Причем, они довольно гармонично сошлись с самыми явными особенностями творчества Муратовой. Например, мотив глухоты к окружающим сочетается с традиционными повторами реплик.
Потенциальному зрителю фильма «Чеховские мотивы» необходимо знать, что картина подрывает автоматизм восприятия. Это не кино в полном смысле этого слова. Разыгрывается настоящий спектакль из двух актов. Первый – история студента, уезжающего учиться в другой город. С одной стороны, он хочет стать независимым от отца, а с другой не может не просить у него денег. По этой причине в семье происходит скандал. Вторая история – женитьба оперного певца на обеспеченной невесте. Причем, у всех гостей в памяти еще жива загадочная история смерти Татьяны Репиной – бывшей невесты ныне венчающегося жениха.
Режиссер превратила два сакральных обряда – семейную трапезу и венчание – в лицедейство, клоунаду. Фильму очень подошло бы название «Две истории». Казалось бы, чего общего в драме сельской семьи и свадьбе новых русских? А их объединяют слова героини Нины Руслановой «Я так люблю, когда кто-нибудь кого-нибудь любит. Но никто никого не любит» - отсутствие искренних чувств между самыми близкими людьми.
Вполне возможно, что у многих зрителей не возникнет желания досматривать фильм до конца. На это есть несколько объективных причин: драматизм повествования, «плохая» игра актеров, нелинейность сюжета, отсутствие динамичного развития действия – проще говоря, то, чего зритель не хочет видеть при просмотре фильма. Но это необходимые режиссерские решения для создания полноценного театрального эффекта. Для поклонников творчества Киры Муратовой, знакомых с ее фильмографией с самого начала, картина может быть интересна с точки зрения одноразового эксперимента над кино. Как дань немому, зарождающемуся, экспериментальному кинематографу, лента – черно-белая.
«Чеховские мотивы» можно назвать синтетическим фильмом. Кино как искусство отчасти утратило свою самобытность в ленте Муратовой. «Чеховские мотивы» - синтез театра, литературы, музыки и живописи.
В связи с этим, картина может вызвать интерес не только у кинокритиков, а также у киноведов, специалистов в области литературы, занимающихся вопросами взаимодействия литературы и кино, проблемой экранизации, театроведов.
Оригинальный ход Муратовой – подбор актерского состава «Чеховских мотивов». Никто бы не сыграл в этом фильме лучше профессиональных лицедеев, которые могут свободно кривляться перед камерой, не боятся переигрывать, вести себя развязно. Образы и поведение, построенные на гротеске, привлекают все внимание вокруг. Чего только стоит повторяющаяся несколько раз во время венчания фраза жениха «Подними руку выше, мне венец голову давит!» или образ невесты, скорее напоминающий молодую девушку-покойницу. Главные роли в фильме Муратовой исполнили не только ее любимые актеры (Сергей Попов, Жак Даниэль), но и самые известные лицедеи на тот момент - актеры комик-трупы «Маски».
«Чеховские мотивы» продолжили (после фильмов «Познавая белый свет» и «Чувствительный милиционер») линию лиричных картин в творчестве Киры Муратовой, посвященных теме брака и семьи. И, по отзывам кинокритиков, не раздражает, как предыдущие работы – «Второстепенные люди» или «Три истории». Хотя, спорить о вкусах – дело неблагодарное.
8 из 10