Музыка МуратовойУдивительный фильм. Совершенный. Трудный, даже невозможный для восприятия, если не 'попадешь'. Удивительно гармоничный, несмотря на скандалы и дикое поведение героев в церкви. Оставляет просветляющее ощущение. Люди, свиньи, чудесный романс и хрюканье и гоготанье после него не диссонируют друг с другом, а живут вместе. Когда я смотрел фильм в первый раз, то постоянно 'вываливался' из него, и в эти периоды смотреть было невозможно, фильм казался бредом. Когда 'входил' обратно, начинался восторг. Это происходило несколько раз, и я впервые так сильно, явно, очевидно на собственном опыте убедился в важнейшей роли собственной настройки, собственно восприятия - по отношению к воспринимаемому.
Пишу эту рецензию после третьего просмотра, причем с первого прошло, наверное, около 10 лет. Интересно было каждый раз, но впервые фильм прошел 'свободно', без какой-либо скуки и засыпания. Муратова смотрит на своих героев добрым взглядом, точно показывая всю 'неприглядность' их поведения, с одной стороны, но и не думая осуждать их за это. То есть это мне так видится. Простой финал дает что-то близкое к катарсису, а может, и катарсис, тут уж у кого как произойдет. Что-то близкое у меня было точно. Причем создается все это не совсем понятно каким образом - вроде, бытовуха, далее балаган в церкви, но в сочетании с музыкой, животными, обрядом получается нечто целое - в фильме есть свой ритм, создаваемый этим чередованием кадров. И каждый на своем месте, хотя трудно, невозможно предположить заранее, что сейчас, скажем, нам покажут 'Умирающего лебедя', или плотников с рубанками под звучащий романс, или шевелящую пятачком свинью. Такое ощущение, что фильм у Маратовой сначала родился как музыка, а затем она уже воплощала ее в отдельные ноты. Возможно, конечно, не так, и музыка фильма рождалась по ходу, но так или иначе - все кадры стали нотами единой музыки. Я говорю сейчас не о музыке в фильме, а о фильме как музыке.
В общем, главное в фильме непередаваемо словами, как и должно быть для большого произведения - иначе зачем было бы его создавать, раз можно об этом главном сказать словами? Ощущение гармонии рождается из мелочей. Здесь не стоит ждать, что же будет дальше, то есть ставить это на первый план, чрезвычайно важен каждый кадр - гусь крупным планом несет ничуть не меньшую нагрузку, чем любые действия и разговоры с участием людей. Это единая кинематографическая ткань. Это Кино с большой буквы. Это Искусство.
10 из 10