«Пошлейшее алиби самодовольного себялюбца»«Чеховские мотивы» Муратовой — один из самых задевших ее фильмов. Сейчас, готовясь предстоящему — сложнейшему — просмотру ее нового фильма «Вечное возвращение», пересмотрела их. Так серо, так скучно… Так трудно жить! Чехов жалел немножко своих «тяжелых людей». Не всех, но жалел, иногда жалел жестоко, с цинизмом врача, ставящего непоправимый диагноз вслух. Муратова еще злее. Вслед за отцом Александром Шмеманом она могла бы повторить: ««Трудности», «сложности» и «проблемы» — пошлейшее алиби самодовольного себялюбца». Все в этом фильме такие. Фальши море. И оперной, и балетной, и опереточной (как же часто она эксплуатирует образы самых «нежизненных» видов театра!). Все так утрировано, так выпукло, остро, так ярко кукольно; до тошноты наиграно… Все не в простоте. Повсюду «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…»(Ин 2:16). А еще деньги, деньги, деньги… И лица такие, как будто нанюхались редьки (по словам самого Чехова, так он смотрел со своих портретов). Где ты, мечта? Возврат к простоте — радостной, целостной и освобождающей? Где ты?..
П. С. Фильм «Чеховский мотивы» основан на малоизвестных произведениях Чехова — рассказе «Тяжелые люди» и пьесе «Татьяна Репина».