Арни vs. Князь ТьмыСценарий фильма «End of Days» ("Конец дней», в нашем же переводе фильмы вышел под названием «Конец света» — так звучнее), написанный Эндрю У. Марлоу, режиссёру и оператору Питеру Хайамсу, по слухам, передал сам Джеймс Кэмерон, сказав при этом, что у Питера Хайамса достаточно опыта, чтобы он смог снять хороший фильм. Только лукавил Кэмерон тогда и рисковал. Нет, конечно же, Хайамс был опытным кинематографистом и до съёмок «Конца света» у него числилось пятнадцать картин, в том числе «Космическая одиссея 2010» — сиквел культового фильма самого Стэнли Кубрика. Но вот достижений у Питера Хайамса было с гулькин нос, да и провальный проектов оказалось у Хайамса больше, нежели прибыльных. В общем, рисковал, Кэмерон, рисковал. Но одно только имя Арнольда Шварценнегера, актёра, которого сам-то Кэмерон и сделал мегазвездой боевиков, было уже своеобразной афишей, так что в накладе картина «Конец света» не должна была остаться, что, собственно говоря, и случилось: лента заработала более двухсот миллионов долларов в мировом прокате при ста вложенных.
Но коммерческая прибыль — это одно, а вот любовь зрителей — это совсем другое. Сейчас картина имеет рейтинг в 6,7 баллов на КП, а на IMDb и того меньше на целый балл, так что можно заключить, что по школьной системе оценивания «Конец света» претендует на твёрдую троечку. Да и тот факт, что фильм оказался в трёх номинациях антипремии «Золотая малина», причём в трёх серьёзных номинациях, также не приносит «Концу света» оптимизма, хоть иногда и надо основательно поспорить с жюри «Золотой малины». Но что же такое с фильмом, ведь сценарий, написанный в жанре мистического боевика, довольно любопытный. Итак, по прошествии тысячи лет должно сбыться страшное предсказание: Сатана вернётся в наш мир, чтобы зачать ребёнка, который останется у нас и будет разрушать всё под именем Антихриста. Ватикан и орден воинственных монахов знают о предсказании и уже начинают делать так, чтобы Сатана не сделал задуманного. Но на пути Ватикана и монахов становится некто Джерико Кэйн (Шварценеггер). Нет, он вовсе не во власти тёмных сил, он не разобрался в ситуации и спас девушку — будущую мать антихриста (девушку по имени Кристина играла Робин Танни). Но после героического спасения Кэйну придётся столкнуться один на один с лицом самого Сатаны.
Вроде как роль Джеронико Кэйна писалась специально под Тома Круза, но тот отказался. Герой «Миссии: невыполнима» уже зарекомендовал себя так, что при притягательной харизме он может показать себя и крутым парнем, но даже тень Арнольда Шварценеггера больше устрашает, чем навыки Тома Круза. В случае, если бы играл Том Круз, то «Конец света» стал бы несколько драматичнее, всё же Круз более многослойный актёр, а вот когда Шварценеггер решился на съёмки, то первое, что надо было сделать — это расширить в хронометраже сцены с перестрелками и драками, там Железный Арни чувствует себя как рыба в воде, потому что драться и стрелять ему легче, нежели говорить. Сцены экшна в «Конце света» были поставлены неплохо, но не так, чтобы зритель мог восхититься. К 1999-ому года, когда на экраны вышел «Конец света», сцены, подобные «Планете обезьян» уже считались элементарными и зритель требовал новаторства, чего у Питера Хайамса в фильме «Конец света» не оказалось. Ну и есть видимый момент в картине: её жанр — мистический боевик, но мистика оказалась лишь как сюжетная подоплёка и боевик вышел на первый план, практически заполняя всё действие ленты. Для поклонников боевиков — это только за радость, но всё же «Конец света» как-то потерял в разнообразности.
Как-то так получилось, что выше описаны какие-то неудачные моменты создания фильма, но ведь совсем не полагаю, что фильм «Конец света» — это провал. Скажем так, он смотрится очень даже динамично, как и полагается экшну. Пусть нет особой красочности в постановке схваток и перестрелок, но ведь Питер Хайамс вовсе не Ридли Скотт и не Джеймс Кэмерон, но своё дело знает, так что сказать, что данные сцены поставлены плохо совершенно нельзя! Как для фильма с Арнольдом Шварценеггером эти сцены выглядят достойно, причём некоторые боевики ещё могут и позавидовать им. Что же касается актёрского состава, то фигура Шварценеггера не обсуждается, хоть и назвать Джеронико Кэйна одним из лучших персонажей в карьере австрияка нельзя, но всё же это всё тот классический Арни. Гэбриел Бирн, сыгравший Сатану, актёр, безусловно, хороший, но вот как-то ударных ролей в его карьере не наблюдается. В «Конце света» он сносно и профессионально выполнил свою работу, несмотря на номинацию на «Золотую малину». И при этой номинации её не получила та же Робин Танни, которая раз за разом оказывалась в тени Шварценеггера и Бирна. И вдобавок второстепенные, но важные роли сыграли Кевин Поллак и Си Си Эйч Паундер, у которых оказались интересные такие персонажи, за что отдельный плюс сценаристу Эндрю У. Марлоу, не забывшему о них.
Нет, конечно же нельзя назвать «Конец света» одной из лучших картин с участием Арнольда Шварценеггера, но и худшей она не является. Крепкий боевик на мистической основе, в изобилии драки и перестрелки — чего ещё просить от фильма с участием Арнольда Шварценеггера?
7 из 10