С наступающим!С приближением каждой крупной календарной даты в обществе начинают возрастать серьезные волнения. Невесть откуда появляющиеся пророки, сомнительные ученые и прочие радикалы то и дело прогнозируют скорое приближение Конца света, который открылся им после прочтения Библии или иными способами, неподвластными здравому смыслу. Наступление каждого нового столетия завсегда сопровождается массовыми религиозными ритуалами, заправляемыми подозрительными сектами, желающими преувеличить свое истинное достояние. И к сожалению, массовая истерия, вызванная очередным анонсом вселенского Апокалипсиса забирает сотни, если не тысячи невинных жизней, поверивших в ложное учение своих мнимых спасителей. Но что может быть тревожней мены одного столетия на другое, так это скачок через тысячелетия. Данный временной отрезок, длящийся всего миг, однако имеющий поразительную ментальную силу, обрел сакральное значение после написания Нового Завета, в котором были описаны знамения пришествия на Землю самого Антихриста, сына Люцифера, готовящегося возглавить армию Преисподней. Апостолы в деталях описали признаки приближения Апокалипсиса, сделав небольшой уклон в календарные события особого размаха, после чего под конец каждого последующего столетия, а в особенности тысячелетия праведные верующие ожидают свершения чего-то ужасающего. Доподлинно неизвестно, придет ли Антихрист к нам взаправду и как его остановить, но это совершенно неважно, когда на основе столь значимого верования образовался культ, собирающий под своими знаменами миллионы и даже миллиарды праведников, мысленно готовящийся встретиться с тем, что пугает человечество вот уже на протяжении двух тысяч лет.
Наступление Миллениума, символизирующего вступление в силу эпохи 2000-х, было подчеркнуто, пожалуй, самой масштабной религиозной истерией в истории. Фаталисты и предсказатели, получившие безграничный доступ к средствам массовой информации, напропалую вещали о различных приметах и намеках, якобы символизирующий скорый приход Антихриста. Особый упор в устрашении чрезмерно впечатлительной аудитории был сделал на число Дьявола, связанное с 1999-м годом. Как не трудно догадаться, если перевернуть эту дату вверх тормашками и убрать единицу, то мы получим то самое дьявольское число, которое устрашает нас еще со времен выхода в прокат легендарного «Омена» Ричарда Доннера. На основе трех шестерок было выстроено немало научных, или скорее псевдо-научных теорий, а также написано немало сценариев, которые моментально пошли в ход благодаря неудержимому стремлению Фабрики грез использовать любую подходящую тему в идеально отведенный для нее участок времени. Стараниями автора весьма недурственного автора Эндрю У. Марлоу, прописавшему сценарий «Самолета президента», в высокие кабинеты голливудских студий попал текст, именуемый «Концом света». Марлоу не стесняясь использовал массовое безумие касательно наступления 2000-го года, присоединил к истории всем известные ритуалы и знамения наподобие числа 666, и тем самым порадовал продюсеров, готовых сделать выигрышную ставку. Таким образом, в символический 1999 года на экраны вышел «Конец света», освященный круглым стомиллионным бюджетом и Арнольдом Шварценеггером в главной роли. И пускай лента и рядом не стоит возле «Омена» и «Изгоняющего дьявола», своя развлекательная прелесть в ней все-таки имеется.
Итак, сюжет фильма разворачивается незадолго до наступления того самого Миллениума. Пока одна часть человечества пребывает в ажиотаже, надеясь незабываемо провести грядущие праздники, другая пребывает в неподдельном страхе, ведь знающие символику и знамения люди узрели приход самого Люцифера (Гэбриел Бирн), вырвавшегося из клетки и вселившегося в тело обыкновенного мужчины. Прибытие властителя преисподней неспроста припало на 1999-й год, так как во-первых, он небезразличен к знаменательным датам, во-вторых, его стиль не менялся веками и теперь уж точно никаких изменений ждать не стоит, и, самое главное, в третьих, наконец-то подросла невеста Люцифера, Кристина Йорк (Робин Танни), коей суждено родить от нечестивого сына, известного как Антихрист. Священники долгие годы искали Кристину и пытались оградить ее от контактов с преданными Люциферу сектантами, однако все их попытки отвернуть неизбежное терпели крах. И когда уже было казалось, что Конец света придет точно по расписанию, в игру вступает Джерико Кейн (Шварценеггер), бывший элитный спецназовец, тяжко переживающий утрату семьи. Узнав, что грозит миру и кто может прийти на трон земной, Джерико прерывает свое отшельничество, дабы выйти на последний бой и не дать Люциферу выполнить задуманное. Однако Князь тьмы не так прост и нас ожидает мощнейшее противостояние, коего библейская история еще не знала.
На тему наступления религиозного Конца света можно высказываться по разному. Некоторые режиссеры стараются нагнать тревоги, выстроить повествование по лекалам напряженного мистического триллера с минимальным использованием спецэффектов. Но это явно не путь Питера Хайамса, плодотворного ремесленника, выпустившего несколько привлекательных боевиков с участием Жан-Клода Ван Дамма и несколько спорное продолжение «Космической Одиссеи 2001 года». При всем желании Хайамса нельзя назвать глубоким постановщиком, так как все интересные идеи он доводит до аудитории в откровенно усредненном виде, коверкающем философию в понятную для учеников средней школы форму. Что же касается его работы над «Концом света», то справедливости ради стоит отметить, что сценарий Эндрю У. Марлоу изначально не предвидел ничего глубокомысленного и рассудительного, а играл на популярную тему доступными словами. Таким образом, создатели «Конца света» хотели представить на суд общественности крепко сбитый мистический боевик, который должен был неизменно поддерживать динамику, периодически веселить и доносить идеи грядущего Апокалипсиса без лишних рассуждений. И стоит отметить, что Питер Хайам сумел нас повеселить, сняв абсолютно несерьезную поделку, которую тем не менее весело смотреть. Привлечение Арнольда Шварценеггера на сторону сил света является железным подтверждением тому, что «Конец света» рассчитан на самую широкую аудиторию и ни в коем случае не заставит мыслительный процесс в наших головах работать с полной мощностью.
Главный герой фильма не имеет никакого отношения к сановникам, церкви или дипломатии, как то было в случае с небезызвестным «Оменом». Как только мы видим скучающего от искусственно прописанного и фальшиво сыгранного горя Джерико Кейна, обладающего стальным бицепсом и квадратным подбородком, любые намеки на правдивый драматизм сюжета исчезают сами собой. Шварценеггер будто застыл на одном месте, с воздыханием вспоминая о своих былых подвигах и выжидая, когда же ему представиться шанс взять в руки автомат и разделаться с Люцифером и его прихвостнями понятным всем методом. И стоит отметить, что в сценах действия Шварценеггер по-прежнему хорош, да и сам экшен поставлен на высоком уровне, что позволило хотя бы отчасти сгладить примитивное повествование, выстроенное на шаблонах. Неплохо проявил себя на пару со Шварценеггером Гэбриел Бирн, интересный характерный актер, коему для полноты фильмографии не хватало образа квинтэссенции вселенского зла. Бирн невероятно хорош в облачении Люцифера, и хотя его игра носит частично карикатурный характер, в таком необременительном аттракционе, как «Конец света», он находится на своем законном месте и только лишь радует своего зрителя.
7 из 10