Трудно быть БукомНа вокзале в Филадельфии неизвестные зверски убивают сотрудника полиции. Единственным случайным свидетелем расправы становится 8-летний мальчик Сэмюэл, сын недавно овдовевшей Рейчел Лэпп, женщины из общины эмишей — религиозного сообщества, живущего в Пенсильвании. Как нежелательный очевидец происходящего, мальчик может подвергнуться преследованию. Именно поэтому капитану полиции Джону Буку приходится отправиться вместе с Сэмюэлом по месту его жительства.
Близкое знакомство с образом жизни людей, сознательно отгородившихся от цивилизованного мира, и поэтому сохранивших уклад, нравы, обычаи и традиции XIII века, заставляет Бука существенно скорректировать свои личные взгляды на жизнь. Офицер полиции, долгие годы имевший дело исключительно с отбросами общества и часто самыми низменными человеческими пороками, вдруг будто попадает на «другую планету».
Её обитатели неуклонно соблюдают все религиозные обеты, отрицают любые формы насилия и игнорируют «блага» цивилизации — электричество, машины, телефоны. Патриархальная колония становится для Бука чем-то вроде духовного пристанища, где главными остаются простые человеческие ценности, а не алчность и насилие, царящие в его мире. Здешние обитатели — это одна большая семья, в которой царит неведомая Буку гармония.
Вот почему он с нескрываемым изумлением смотрит на всё, что происходит вокруг, и всё больше проникается любовью к этим «инопланетянам». Капитан начинает переживать совершенно новые, неведомые до поры чувства и поневоле втягивается в повседневную жизнь общины. Больше того, он влюбляется в мать своего подопечного, а она отвечает ему взаимностью. Но в силу сложившихся обстоятельств Буку вновь приходится взяться за оружие…
Фильм, начинающийся как криминальный триллер, затем на некоторое время даёт передышку саспенсу и преобразуется в романтическую мелодраму, в которой главными становятся отношения Бука и незамужней Рейчел. Постепенная адаптация прихожанина к новым условиям существования выводит на первый план этнические отношения, и лирика сменяется драмой о столкновении двух различных культур. Постоянная смена тем раздвигает жанровые границы, но не разрушает саму истории, которая, в конечном итоге, выруливает к исходному жанру.
Режиссёр Питер Уир, лидер новой австралийской волны, фактически переносит в свой первый американский фильм вечно актуальную для его родины модель отношений — белых людей и аборигенов, которых тут заменяет ортодоксальная община выходцев из Европы. Противопоставляя два мира, два взгляда на природу вещей, Уир даже не пытается скрывать, кому именно он в этом конфликте симпатизирует. А финальный отъезд Бука получается таким трогательным, что за ним явно угадывается глубоко личное чувство постановщика, наверняка после переезда в США ощущавшего ностальгию по родному Пятому континенту.
Фильм, режиссёр и Харрисон Форд (а роль Бука остаётся единственной работой популярного актёра, номинированной на Oscar), хоть и стали оскаровскими номинантами, всё же при раздаче статуэток дружно остались не удел. А запоминающаяся работа Келли Макгиллис в роли Рейчел вообще не попала в число претендентов. Впрочем, ещё больше оснований оказаться в числе лауреатов было у оператора Джона Сила и композитора Мориса Жарра, чьи усилия в немалой степени способствовали созданию одного из самых ярких кинотворений 1985-го года.