«Люди не становятся лучше — только умнее. Они не перестают отрывать мухам крылышки, а лишь придумывают себе гораздо более убедительные оправдания.»Сразу для нескольких человек выход драматического фильма ужасов 'Кэрри' в 1976-ом году стал переломным в их судьбе. Взять хотя бы режиссёра картины Брайана Де Пальму, которому на момент съёмок исполнилось 36 лет. По кинематографическим меркам этот возраст весьма молодой как для главного постановщика, но к тому времени Де Пальма уже выпустил целых девять лент! Но такая штамповка для знающего зрителя означает лишь одно: режиссёр принадлежит студиям-конвейерам по производству условно называемого 'бэшного' кино. Изначально считалось, что и 'Кэрри' окажется увиденной только узким зрительским кругом, но картина внезапно получила колоссальный успех. Как следствие - Де Пальма создаст для нас 'Лицо со шрамом' (1983), 'Неприкасаемых' (1987), 'Путь Карлито' (1993), 'Миссию: невыполнима' (1996) и ещё ряд классного кино, за что получит номинальный титул одного из лучших представителей профессии в своё время.
Имя же Стивена Кинга до 'Кэрри' было практически неизвестно, во что поверить достаточно сложно, но ещё сложнее поверить в то, что критики относили произведения Кинга к 'бульварному чтиву'. Сейчас мэтр литературного цеха имеет многомиллионную армию преданных фанатом и бесчисленное количество экранизаций своих романов и рассказов. Многие из них стали действительно значимым кино, одним из последних примеров можно считать дилогию 'Оно', взбудоражившую публику, любящую пощекотать себе нервы. А старт, так сказать, кинокарьеры Кинга произошёл как раз благодаря экранизации его книги 'Кэрри', рассказывающей о пятнадцатилетней школьнице Кэрриетте 'Кэрри' Уайт. Ученица не пользуется успехом у сверстников, а дома подвергается чрезмерному угнетению со стороны фанатично религиозной матери - Маргарет Уайт. И однажды случается неприятное событие, которое перевернёт жизнь Кэрри. Она откроет в себе необыкновенные способности к телекинезу, но последующая череда событий приведёт к ужасным и трагическим последствиям.
Фильм 'Кэрри' можно отнести к тому же разряду, где уже есть, скажем, лента 'Кошмар на улице Вязов' (1984), хоть и 'Кэрри' и не превратиться в долгоиграющую франшизу с десяток сиквелов. Дело в том, что 'Кэрри' - это действительно историческая веха в истории жанра фильма ужасов, которая повлияет на всё его развитие. Надо видеть как фильм, которому на сегодняшний день уже исполнилось более сорока лет (!), до сих пор актуален и от экшн-сцен леденеет в жилах кровь. При том, что фильм обладает достаточно сильным и продуманным сюжетом (хоть и Кинг сомневался до последнего в мотивации своих персонажей). И предугадать, что особенно важно, происходящее в дальнейшем практически невозможно. Можно только удивляться неожиданным сюжетным поворотам и изменениям характеров героев, которые в критические моменты буквально оборачиваются к нам совсем уж другими сторонами, которые порой и жуткие, и страшные, и пугающие. Чего только стоит кульминационный отрезок картины, когда развивается кровавая вакханалия. Отрезок долгий, но при этом совершенно незатянутый, а смотрится на одном дыхании.
В 'Кэрри' не пожалели бутафорской крови, но опять же её количество не излишнее, она подчёркивает концепцию картины. Но больше всего (лично у меня) гнев и ропот вызвал тот факт, что из-за покорёженной мании величия и нарушения образа нарциссизма, оглушённый местью человек может превратить всё в кромешную мясорубку, совершенно не учитывая тот момент, что он сам стал импульсом, сам довёл до крайности того, кто при всей своей разрушительной силе, остановиться был уже не способен. Такие эмоции, которые хочется расписать, может вызвать хорошо прописанный персонаж вместе с должной игрой актёра или актрисы, воплощающих образы. У меня вызывает бурю негодования, например, персонаж Маргарет Уайт. У женщины явно не все дома, она зациклена на религии, но в один момент понимаешь, что заставило её превратиться в затворницу, считающую всё, что вне её понимания - это абсолютное зло. Мягко говоря, это психически неуравновешенный человек, от которого можно ожидать что угодно. И в одной из сцен её сумасшествие достигает апофеоза. Резкость и жесть сцены позволяет назвать её настоящим олицетворением глубокой драматургии в рамках жанра ужасов. То, что сыгравшая Маргарет актриса Пайпер Лори получила номинацию на 'Оскар' в категории 'Лучшая женская роль второго плана' - это совершенно заслуженно.
А какова Сисси Спэйсек в образе Кэрри? После прекрасной игры в криминальной драме Терренса Малика 'Пустоши' (1973) Спэйсек ещё выше подняла планку в 'Кэрри' и также заслуженно получила номинацию уже в категории 'Лучшая главная женская роль'. Сложно было подыскать актрису более подходящую, а то, как она из гадкого утёнка превращается в прекрасного лебедя - это настоящее великолепие актёрской игры. Но ещё больше открывает нам Спэйсек как выдающуюся актрису тот самый кульминационный отрезок фильма. В общем, огромную гамму эмоций можно испытать во время просмотра трагической истории девочки, владеющей способностями к телекинезу. Не хочется забывать и про Нэнси Аллен. Про ту самую Нэнси Аллен, которая затем сыграет главную роль в 'Робокопе' (1987). Её роль в 'Кэрри' (школьница по имени Крис Харгенсен) - это совокупность злобы, коварства, жажды мщения. В общем, очень и очень неприятная особа, по которой тюремный психолог плачет. Есть в 'Кэрри' и Джон Траволта, для которого роль в этом фильме станет первой большой и заметной. Но на фоне блистательной игры Спэйсек, Лори и Аллен его персонаж несколько тусклый, но всё равно важный и поклонники актёра будут довольны его воплощением.
И получается, что 'Кэрри' - это действительно эпохальное событие в истории жанра фильма ужасов. Прекрасная режиссёрская работа от Брайана Де Пальмы. Продуманный и качественно перенесённый сюжет на кинематографическое полотно от Стивена Кинга и адаптатора Лоуренса Д. Коэна. Блестящая игра многих актёров, убедивших всех, что и фильмы ужасов могут быть достойными представителями искусства и требуют настоящего профессионального подхода, а сниматься в них спустя рукава, то лучше вообще не сниматься. И по-настоящему крутые сцены экшна и скриминга - это всё по совокупности говорит о культовости 'Кэрри', которая до сих пор смотрится с замиранием сердца от страха, не потеряв ни капли в актуальности.
9 из 10