Старый, но не бесполезныйОбычно, когда говорят о старых фильмах какого-нибудь именитого режиссера, вроде Брайана Де Пальмы, всегда подчеркивают, что те ни капельки не устарели. Мол, хорошее кино остается таким навсегда. Что ж, возможно это так для чисто драматического кино, однако если речь идет о, скажем, хорроре, то тут дела обстоят несколько иначе. Но обо всем по порядку.
«Кэри» оставляет после просмотра весьма глубокие впечатления. Это чрезвычайно трогательная история о девочке-подростке, проходящей через самый, пожалуй, трудный период жизни. И задачу ей совсем не облегчают жестокие недоумки-одноклассники и повернутая на религии мамаша. Девочку искренне жалко, прямо до слез. Обычная история, на самом деле, у каждого в классе была такая же девочка-изгой, или мальчик, или оба. В школе всегда есть жертвы бесконечных насмешек и издевательств. Они страдают лишь потому, что отличаются от большинства, не разделяют интересы «стаи». Это верный путь в изгнание, и Кэри, несомненно, идет по нему без малейшего шанса на спасение. Впрочем, мучаться ей осталось не так уж и много, ведь не за горами выпускной вечер…
Сисси Спейсек сыграла роль Кэри просто безупречно. Это самая натуральная загнанная жертва, совершенно одинокий ребенок (при живой-то матери) полностью лишенный всяческой поддержки. Абсолютно беззащитная перед окружающим миром — чего стоит самая первая сцена в душе, безусловно, самая сильная в фильме, задающая тон всему остальному повествованию. Кэри едва ли знает, как совладать с собственным человеческим телом, а тут еще и эти сверхчеловеческие способности. А она ведь так хочет быть ближе к жизни, радоваться ей, получить свой маленький кусочек счастья. Бедная, бедная маленькая Кэрри…
Второе место на экране занимает, конечно же, мать Кэри. Это сущий отморозок, будто машина, цитирующая Писание, не вникая особо в суть прочитанного. При этом она совсем не стесняется использовать слово Божие во имя личного обогащения. Кэри же для нее дитя порока, грех, который она совершила. Впрочем, у нее в голове такая мешанина из околорелигиозной чуши, что едва ли у ее поведения есть какой-то единый складный мотив. Она пугает Кэри демонами, называет ее дьяволом, не замечая, разумеется, что сатана овладел ей самой. Ведь строки Библии, произносимые без искренней любви, мало что значат. А любви в этой женщине не осталось ни капельки.
Фильм блестяще показывает, как страх перед самим собой, перед своим телом и своими желаниями, чувствами делает человека уязвимым перед злом. Как глупость и эгоизм матери разрушает жизнь дочери. Впрочем, надо отметить, что мамаша Керри вышла отнюдь не демонической или устрашающей, а, скорее, карикатурной, гротескной. Ведь все, что она делает — не от злого умысла, а от безграничной глупости и необразованности. Ведь ее мать, вероятно, была точно такой же. И мать ее матери… Порочный цикл, который так трудно разорвать.
А где же хоррор, спросите вы? Вот тут-то и начинается самое интересное. Дело в том, что этот фильм — не хоррор от слова совсем. Ну, то есть, не страшно абсолютно. Даже по сценарию пугающих моментов всего ничего, но и те вышли не ахти. Во-первых, страшной Сиси Спейсек стать не удалось. Слишком много сил было положено на образ, который описан выше, ужас же с полученным персонажем не вяжется совершенно. Так же, по каким-то причинам (бюджет, вероятно), сверхъестественным способностям Кэри уделено крайне мало внимания. Во-вторых, мы подошли к тезису, обозначенному в самом начале. Этот фильм, увы, выглядит старым и устаревшим. В те времена представления о страхе в кинематографе были, видимо, несколько иными. Это была совершенно другая кино-эпоха. Выпученные глаза Кэри, огонь, двигающиеся предметы, вращающаяся камера, ускоренные кадры, ломанные движения. Возможно, в семидесятые это смотрелось иначе, но сейчас это выглядит практически нелепо. Музыка также лишь отдаленно напоминает то, чем нас обычно пугают с экранов сегодня. Визуальные эффекты тогда вообще никому (кроме Кубрика, конечно) не удавались, тут они также все только портят. С таким бюджетом, честно говоря, стоило бы поискать принципиально другой подход. Это мало коснулось драматической составляющей, которая всецело держится на игре Сиси Спайсек, но фильм ужасов, таким образом, был погребен полностью.
Так что перед нами неплохая драма, способная оставить после себя весьма сильные переживания. Однако кульминация фильма, когда он окончательно должен был перерасти в хоррор, драму-то оборвала, а ужаса, увы, так и не добавила. А ведь какие шикарные аналогии и противопоставления: драма-хоррор, ребенок-взрослый, невинность-грех. Да-да, тут этого более чем достаточно. Вот и приходишь в итоге к тому, что берешь историю, отбрасываешь визуальный ряд и рисуешь события сам, чтобы взять от картины только лучшее. Как будто переходишь к чтению, вместо просмотра… Но постойте, ведь это же была экранизация романа Стивена Кинга! И, вот, сиди теперь и думай: это значит, что экранизация хорошая, или же наоборот?