Аз воздам«- Наказание должно соответствовать преступлению.» (с)
Сегодня Стивен Кинг не нуждается в представлении. Не читателям, не зрителям. Даже те, кто не прочёл не одну его книгу, и те кто не смотрел не один фильм снятый на основе его романов (а есть ли такие в природе?!) — знают КТО он. Ровно так же, как и сам автор — в представлении не нуждаются его творения. В особенности классические, написанные «королём ужаса» в молодости — когда по мнению критиков, Кинг был на пике своей писательской формы. Действительно ли с годами он стал писать хуже, или всё дело в том, что его богатая фантазия к старости уже истощилась? Но, даже его слабые, считающиеся для его карьеры второстепенными произведения — сделали бы честь любому другому писателю. Тем более работающему в остросюжетном жанре. Но, не стоит в этой рецензии рассматривать весь творческий путь мэтра, ровно как и перечислять все его лучшие сочинения и снятые по ним кинофильмы. Достаточно того, что все прекрасно знают: и тех и тех — изрядное количество. Но, обсуждая данный фильм нельзя тем не менее не обратить внимание на то, что именно с «Кэрри» — начался карьерный взлёт до селе неизвестного, перебивающегося случайными шабашками от продажи своих рассказов (не все из которых к тому же публиковали), и живя на скромную зарплату учителя, писателя — чья вотчина была в жанровой литературе. Заслугами которого, впоследствии стало возможно расширить границы восприятия подобного «чтива на ночь». Даже самые строгие критики, не все из которых любят остросюжетные романы — вынуждены были признать в Стивене Кинге — великого писателя двадцатого века.
Если популярность Кинга началась после появления на прилавках молодёжного хоррора об обладающей способностью к телекинезу старшекласснице, то в кино череда снятых по мотивам его творений триллеров — так же ведёт отсчёт от экранизации этого романа. Поставил которую, на тот момент молодой и так же толком не имевший возможностей пробиться к большим проектам — режиссёр Брайан Де Пальма. Вообще, с именем главной героини книги Стивена Кинга — связан дебют многих, в последствии очень известных людей. Например Джон Траволта, который сыграл в фильме второстепенную роль хулигана и бойфренда главной злодейки, или знакомая сегодня в основном по роли напарницы классического Робокопа — Нэнси Аллен, у которой роль этой самой злодейки — одной из «клёвых» девчонок школы. Не говоря уже об Сисси Спейсек — номинированной в последствии за роль забитой дурнушки с паранормальными способностями на премию Оскар! Также, активно о себя заявили Бетти Бакли (миссис Коллинз) и Пайпер Лори (мать героини — чокнутая мисс Маргарет Уайт) — которую также выдвигали на соискание Оскара. Уже одно это как бы подтверждает, что картина Де Пальмы — не простой жанровый продукт. Достаточно вспомнить для сравнения современную — не то ремейк, а не то повторную экранизацию этой же книги. Которая не в одном серьёзном конкурсе не была представлена, нечего не получила (окромя отрицательной критики) и провалилась в прокате…
Снят фильм вполне стандартно для молодёжной ленты 70-ых. Сегодня кажутся сильно устаревшими модные в те годы автомобили и одежда, причёски и сама манера съёмки. Картинка немного высветленная, яркая — местам, благодаря замедленной съёмки в сценах с обнажёнными девушками — возникает ощущение, что ты смотришь какой то порно фильм той эпохи. Правда положение спасают операторские находки Марко Този, который вероятно позаимствовал их из «Омена». Камера выхватывает испуганные лица персонажей, снимает их сверх крупно под странными ракурсами, резво сочетая в «саспенс» сценах громкую музыку и быстрый монтаж. Нередко даже сейчас от этого можно вздрогнуть! А саундтрек написанный Пино Донаджо — местами грустный и пронзительный, местами напряжённый и вызывающий чувство тревоги, на мой взгляд он просто идеально подошёл картине. В паре моментов, поймал себя даже на том, что одна из часто звучащих, сентиментальных мелодий чем то похожа на одну из композиций «Убить Билла» (хотя шедевр Тарантино появился много позже, конечно).
Для современного зрителя, картина сорокалетней давности наверняка покажется скучноватой, в особенности её слишком долгая (по нынешним меркам) завязка. Однако, в целом фильм снят буквально в точности по первоисточнику. Сценарист Лоренс Д. Коэн — по сути изменил лишь некоторые несущественные детали. Так, к примеру в книге события разворачивались как бы уже пост — фактум. Некто листал материалы засекреченного властями расследования, которое установило наличие у девушки невероятных способностей, а выжившие участники тех кровавых событий давали показания, беседовали с полицией. Кто то позже об этом даже написал мемуары. В экранизации решили опустить эти «документальные» эпизоды. Ещё говорилось о смерти отца героини во время несчастного случая, а в фильме он просто сбежал от психически нездоровой жены. Ну и разрушения в городе были гораздо масштабнее, чем в итоге снял Брайан Де Пальма. Но это можно уже списать на недостаточное финансирование проекта, бюджет которого составил всего каких то 1 миллион 800 тысяч $!
Если при чтении книги, в веду её манеры изложения истории — уже готовишься к кошмарным событиям ночи выпускного бала, когда униженная и всеми осмеянная героиня даёт наконец то выход переполняющим её негативным эмоциям, то при просмотре ты можешь лишь подспудно ожидать того, что фильм движется к кровавой развязке. Но чего у «Кэрри» не отнять, так это того, что это крепкое, остросюжетное произведение. Которое не ставит целью бездумно пугать читателя или зрителя, а в первую очередь задаёт ему вопросы. Что было бы, если бы девочку забрали у этой сумасшедшей мамаши и она выросла бы в детдоме, или в приёмной семье, где о ней должным образом заботились бы и любили. Как бы она была счастлива, если бы над ней постоянно не насмехались сверстники в школе? Ведь сложись её судьба иначе, повернись к Кэрриетте Уайт жизнь светлой своей стороной — не было бы и этой кровавой вакханалии и поножовщины в бальную ночь… Мораль данного произведения в том, что жестокие и озлобленные люди не сразу рождаются жестокими и озлобленными — такими их делает окружающий их социум. Если брать ещё шире — то маньяки и убийцы не появляются как то вдруг — они проявляются в забитых обществом людях, которые долгое время — до поры до времени просто терпят над собой унижения и издевательство. Но в определённый момент в их чашу терпения падает последняя, переполняющая её капля — и монстр вырывается наружу…