Обрушить прогнившее обществоФильм Брайана Де Пальмы «Кэрри», вышедший на экраны в 1976 году стал безоговорочной классикой жанра. Это первая экранизация Стивена Кинга по его первому опубликованному (двумя годами ранее) роману. Долговечность этой картины можно объяснить многими факторами, в том числе и тем, что она по своему качеству и подаче материала намного превосходит типичные молодёжные ужастики, коих за последние лет 40 вышло немереное количество.
Кто знает, как могла бы сложиться судьба фильма «Кэрри», если бы Мартин Скорсезе не отговорил бы своего друга Де Пальму от постановки «Таксиста». К тому моменту Брайан уже больше 10 лет работал в кино, однако его картины не имели успеха у широкой публики по причине их андеграундности. Начав карьеру с арт-хаусных «нью-йоркских» комедий с участием малоизвестного Роберта Де Ниро, к началу 70-х годов он переключился на триллеры. Фильм «Сёстры» стал первым серьёзным опытом в этом жанре. В 1976-м году, кроме «Кэрри», Де Пальма также выпустил еще один триллер «Наваждение», который по стилю больше напоминал кино пятидесятых, поскольку и выполнен был в хичкоковских традициях, и действие его начиналось в том же десятилетии. «Кэрри» в отличие от «Наваждения» смотрелась современнее и имела явный мистический уклон.
При создании картины Де Пальма не шёл на коммерческий риск. Бюджет фильма был небольшим, но талант режиссёра всегда превыше этого. Да и актёрский состав не блистал звёздными именами. Джон Траволта прославится только год спустя, сыграв в «Лихорадке субботнего вечера». Пайпер Лори, исполнившая роль матери главной героини до «Кэрри» не снималась в кино 15 лет. Сисси Спейсек до этого блеснула в культовых «Пустошах» Терренса Малика. Думаю, что основой успеха фильма всё-таки был успех романа Кинга. Не являясь шедевром литературы, первое крупное произведение Короля Ужасов стало бестселлером. Однако, его экранизация во многом превзошла первоисточник. Сам автор остался очень доволен киноадаптацией, и уже в конце 80-х выразил мнение, что после «Кэрри» целых 10 лет вплоть до «Останься со мной» не было по-настоящему удачных экранизаций его произведений.
Сисси Спейсек и Пайпер Лори выдвигались на премию «Оскар» за роли в «Кэрри», однако награды ушли к Фэй Данауэй и Беатрис Стрейт, снявшимся в фильме «Телесеть». Но уже сам факт номинаций свидетельствовал о том, что Де Пальма снял не очередной ужастик, а что-то действительно стоящее внимания.
Этот фильм как гимн всем униженным и оскорблённым, изгоям общества, показал мощный моральный посыл и обратился ко всем людям, которые считают за честь унижать слабых, дабы узрели они к чему могут привести подобные действия. Несмотря на тяжелый материал и шокирующие сцены, Де Пальма выступил как подлинный гуманист.
В этом году состоится новая (третья по счёту) экранизация этого романа. О второй экранизации, вышедшей в 2002 году на телевидении, я лучше умолчу. Судя по трейлерам, создатели в техническом плане, конечно же превзошли Де Пальму образца дремучего 1976 года. Но вот, сохранили ли они глубину, психологизм и высокий уровень режиссуры, нам ещё предстоит узнать…