Слезы и пепелОдин из непреходящих ребусов человеческой цивилизации: отчего люди ненавидят всех, кто хоть чем-то отличается от привычной толпы. Это крайне постыдное зрелище — наблюдать чью-то травлю, гонение, презрение. Ключ к искоренению этого людского порока, похоже еще долго не будет найден.
Стивен Кинг, впрочем, не имеет отношения к психоанализу, он рожден для запугивания своих читателей. Мало рисовать в воображении устрашающие картины, куда увлекательнее, понять природу зла, которое живет в каждом из нас. История о ничем внешне непримечательной школьнице с красивым именем
Кэрри открыла две большие карьеры. Кинга, как выдающегося писателя и
Брайана Де Пальмы, как не менее выдающегося режиссера. Нечасто выход в свет книги и ее экранизации почти синхронен. Автор и постановщик преследовали своими творениями несколько разные цели, но снискали одинаково громкую славу. Легенда о
Кэрри и ее телекинезе будоражит умы уже добрых 40 лет, а значит, обратится к ее истокам никогда не поздно.
Если проанализировать биографии даже самых жутких маньяков и убийц, нетрудно заметить, что зачатки их преступлений имеют корни из детства. Именно растущий организм максимально уязвим перед дурным влиянием, обидами, непониманием. За что травят беззащитную
Кэрри Уайт ее одноклассницы? Она не идеал красоты, безвкусно одевается и совсем не умеет себя преподнести. Но проблема эта решаема. Большинство людей по природе не злы, а вот стадное чувство — настоящая проблема. Кэрри чем-то особенно не приглянулась
Крис Харгенсен, местной заводиле. Известно, что паршивая овца портит все стадо. Забитый котенок естественно не способен противостоять прирожденной хищнице. Характерно, что девчонки не беззаветно следуют за нахалкой Крис. Физрука
мисс Коллинс они побаиваются, а вот гнобить Кэрри, это пожалуйста.
Отсутствие друзей и насмешки, тяжело, но возможно пережить. Куда хуже для бедной
Кэрри дома. От ее матери,
Маргарет не перестаешь испытывать ужас. Мало ли на свете фанатичных ревнителей веры, но дети… Причем тут ребенок? Ева была рада своим Каину и Авелю. Маргарет же относится к дочери, как к греху молодости. Смотришь и диву даешься, неужели так бывает? Девочка пережила очередной чудовищный стресс, а вместо поддержки ее ждут пылающие безумием глаза и темный чулан. Забудьте про ведьму из страны Оз и прочих «славных» дам. Мать Кэрри — рафинированное зло, которому место лишь к палате для буйнопомешанных.
Не стал бы относится к «Кэрри» как к пусть и качественному, но всего лишь ужастику.
Де Пальма далеко не случайно страшным событиям уделяет лишь последние 20 минут. Отчасти это психологический триллер, где героине необходимо пройти искомый путь. Эволюция
Кэрри гораздо важнее кары всех ее обидчиков. Словно по заветам Дарвина развитие происходит в 3 этапа:
I. Кэрри не может постоять за себя, нет ей отдушины нигде. Жуткая мать, класс с насмешницами, идиот-директор, упрямо путающий ее имя, даже дворовый мальчишка на велосипеде. Люди кожей ощущают слабость и бьют, бьют в уязвимые места. А девчонка сама — одна уязвимость. Даже к сердобольной
мисс Коллинс надломленное дитя относится с подозрением. Человек перестает верить в добро, как в явление. Психику можно рушить почти до бесконечности, а вот восстановить ее невероятно сложно.
II. Телекинез — древняя и тайная сила, к которой
Кэрри не знает как относиться. Пришибленный котенок поднимается на ноги, девушка чувствует, что может хотя бы иногда противостоять матери. Убежден: именно
Маргарет — главный источник бед, а уже потом
Крис Харгенсен и ее придурковатый дружок
Билли (
Джон Траволта, к слову, основной генератор улыбки при просмотре).
IIiI. Кэрри смогла поверить в искренность симпатичного парня
Томми Росса, в его желание пригласить ее на бал. Юноша не сразу, но снял все замки с ее сердца. Результату не перестаешь изумляться. Куда подевался этот хвурый котенок? Перед нами красавица-кошка! Выпускной вечер сполна демонстрирует необычную, но такую удивительную красоту
Сисси Спэйсек. Высокая, осанистая, с дивными волосами и улыбкой, хранящей все тайны мира — это действительно королева бала. Томми словно вознагражден за свое упорство. Даже выражение лица девушки стремительно меняется по ходу бала. Она отвыкла видеть в глазах что-то, кроме насмешек. Сложнее всего оказалось преодолеть себя, люди же не так плохи, как кажется. Сброшено множество слоев пыли и звезда
Кэрри сияет ярче, чем все прожектора зала.
Из «Кэрри» могла бы выйти приличная мелодрама, но у
Кинга другой профиль. Очарованный
Томми именует спутницу
«дьяволом с ложной скромностью», но настоящие дьяволы, будто суслики сидят в засаде. Впрочем какие это дьяволы?!
Крис и
Билли тянут скорее на чертенят, подкидывающих дровишки под котел для грешников. Жестокий закон жизни — злу необходимо давать отпор, само оно не уйдет. Кэрри бесконечно жаль, но видимо это просто несчастливая судьба. На ужасной составляющей фильма особо останавливаться не стоит, блестящий почерк
Де Пальмы, который станет его «фишкой», лучше просто видеть. Но разделение экрана с максимальной детализацией картины бесчинств — это подлинная гениальность. Как и гнетущая тишина. Крики о помощи, мольбы о пощаде — все так избито и заштамповано. Брайан сумел поразить, из относительно недолгой сцены сделать фантастическое промо всей картины.
Все-таки сильнее всего запоминается не кровь, не огонь, и даже не безумные глаза
Сисси Спэйсек (хотя ими не перестаешь восхищаться). Перед взором так и стоят вращающиеся в танце
Кэрри и
Томми. До чего прекрасен этот миг! Только вдумайтесь: долгие годы страданий и вот она полновесная компенсация судьбы. Самый видный парень влюбленными глазами смотрит на вчерашнего изгоя. Он просто исполнял просьбу своей девушки, но сейчас он ослеплен, он, теперь уже самостоятельно, хочет целовать Кэрри. Есть моменты, ради которых хочется жить. В несчастной изломанной судьбе девушки-телекинетика этот момент был. И в погоне за красочными картинками убийств и хаоса не нужно забывать о подлинной душе, которая все-таки смогла вырваться из тлетворного плена, насажденного безумной матерью.
Мы часто повторяем, что жизнь несправедлива.
Сисси Спэйсек за свою потрясающую роль просто должна была получить «Оскара», так же как и
Пайпер Лори. «Кэрри» конечно, шедевр далеко не для всех и прежде всего для ревностных поклонников
Стивена Кинга. Но постановщик совершенно не обязать слепо следовать за первоисточником, на то и есть режиссерское восприятие темы. То, как понял, осмыслил и адаптировал роман
Брайан Де Пальма — мне очень по душе. Его кино пугает, тревожит и заставляет задуматься о многом. Поклонникам хоррора не о чем тревожиться — последние кадры, точно вишенка на прекрасном торте. Зло не способно искупить грехи, это может сделать только добро. История о девушке-изгое должна служить грозным напоминанием: порой лучше отойти в сторону от объекта непонимания. Ибо последствия не сможет предсказать никто.
Классика жанра, классика настоящего кино
10 из
10