С чего начинается Стивен…В 1976 году произошло настоящее событие в мире кино — на экраны мира вышла первая экранизация произведения великого писателя-мистика
Стивена Кинга. Голливудские кинематографисты во главе с молодым, но уже опытным постановщиком
Брайаном Де Пальмой обратили внимание на роман под названием
«Кэрри», создав одноименный шедевр жанра ужасов, который многократно окупил свой скромный производственный бюджет и стал культовым зрелищем на все времена… Однако как бы эффектно не смотрелись некоторые картины в прошлом, их пересмотр спустя много лет может вызвать несколько иные эмоции. И, честно сказать, «Кэрри», стала немного проигрывать современным представителям мистического жанра, хотя грамотная режиссура, запоминающаяся игра актеров и попросту культовый статус не дают увязнуть работе Брайана Де Пальмы в трясине забвения.
Сюжет фильма рассказывает нам историю несчастной старшеклассницы Кэрри Уайт (Сисси Спейсек), которая всю свою сознательную жизнь живет под гнетом донельзя религиозной матери, Маргарэт (Пайпер Лори), на поверку оказавшейся психически нестабильной личностью со склонностями к садизму. Естественно мать воспитывает свою дочь в жестких пуританских условиях, в которых нет места даже разговорам о сексе, наркотиках и рок-н-ролле. И как раз такое отношение Маргарэт к Кэрри приводит девушку к самому огромному позору в ее жизни: во время приема душа после урока физкультуры у Кэрри впервые начинаются месячные. Ну а жестокие подростки вместо помощи сделали из этой ситуации форменную комедию. И лишь одна ученица, Сью (Эми Ирвинг), полностью осознает ошибку и старается искупить свою вину, заставив своего друга Томми (Уильям Кэтт) пригласить Кэрри на школьный выпускной балл. И все эти события происходят на фоне обретения главной героиней невероятных способностей к телекинезу и назревающей катастрофы, инициатором которой становится злостная Крис (Нэнси Аллен), с давних пор ненавидящая Кэрри…
Конечно же главным украшением картины является совсем юная
Сисси Спейсек, для которой роль в картине Брайана Де пальмы стала самой запоминающейся в карьере и изменить отношение публики не смог даже вполне заслуженный «Оскар» за совершенно другой фильм. Спейсек получилось идеально передать внутренний мир своей героини, которая несмотря на всю злость и ненависть исходящую от матери, все же сумела удержать в своем сердце добро. любовь ко всем окружающем, включая также и злополучную Маргарэт. В отличии от неплохого римейка «Кэрри» под названием «Телекинез», где главную роль сыграла красавица и любимица публики Хлоя Грейс Морец, Сисси Спейсек из оригинала действительно смотрится, как забытая всеми, неуклюжая молодая леди, на которую никто бы и не глянул, если бы не инцидент в душе. Сисси Спейсек веришь буквально с первого ее появления в кадре и понимаешь, что ей на душу выпало немало дней, недель, годов унижения и религиозной муштры. Так что выбор актрисы на главную роль и последующий бунт ее героини против двуличной общественности вызывает лишь праведное понимание и поддержку со стороны аудитории. Однако, стоит отметить, что в отличии от недавнего «Телекинеза», оригинальная «Кэрри» старается по максимуму раскрыть героев второго плана, в то время как сама Кэрри практически уходит на второй план. И лично я считаю подобный подход несколько неверным, ведь режиссер вырезает из сюжета много драматических эпизодов из жизни семьи Уайт и обрезает своеобразные тренировки Кэрри со своим неожиданно обретенным даром. Но последнее было скорее необходимостью, ведь из-за скромного бюджета было невозможно воплотить всю фантазию Стивена Кинга на большом экране. Что же касается Маргарэт Уайт в исполнении
Пайпер Лори, то ее героиня не выглядит ожившим демоном, как это было в случае с Джулианной Мур. Игра Лори не пугает и не шокирует, но при всем при этом она кажется куда правдоподобней, чем персонаж из римейка. Старая Маргарэт все также без ума от Библии, но ее тяжело назвать средоточием зла, пусть ее действия так или иначе приводят к трагедии.
Кроме того немаловажную роль в сюжете играют Сью и Крис в исполнении
Эми Ирвинг и
Нэнси Аллен соответственно. Подобные героини были также и в римейке, но там их роли сделали более глубокими и драматичными. В оригинале Сью не казалась ангелом во плоти, но в тоже время вела себя вполне естественно и ее мотивации ясны и без нарочитой показательности. Что же касается Крис, то в современном фильме она была отъявленной стервой без тормозов, от чего ее хотелось ненавидеть. В оригинальном фильме данная героиня была попросту своевольной особой, которой нужно всегда идти наперекор общественности и все ее действия против Кэрри носят шаловливый характер. В паре с Нэнси Аллен играет совсем молодой
Джон Траволта, для которого роль в картине Де пальмы является наполовину комедийной и одно его появление в кадре вызывает улыбку, что совершенно противоречит образу героя из римейка, в котором он выступает, как бывалый уголовник. И хочу сказать, что именно Траволта запоминается более всего. Таким образом старый фильм в некоторых аспектах полностью разбивает «Телекинез».
Несмотря на то, что «Кэрри» является мистикой с элементами ужасов, режиссер добавил в картину иронию, юмор и необыкновенную легкость. Подобной настроение уловил и композитор картины
Пино Донаджо, разбавляющий тревожные мелодии множеством веселых зарисовок, некоторые из которых словно пришли из всеми любимого мульт-сериала «Том и Джерри». Потому хочу заявить: если вы хотите узреть настоящую жесткую драму, то для вас уже есть «Телекинез», но если вы хотите обратится к классике мрачных историй, которые на поверку оказываются легкими и вполне удобоваримыми для самой широкой аудитории, то «Кэрри» как раз для вас!
В итоге хочу сказать, что
«Кэрри» 1976 года является довольно занятным и легким фильмом из жанра мистических ужасов. Первое знакомство Стивена Кинга с кинематографом можно смело записать в активы писателя, ну а Брайан Де Пальма по праву считается автором классики, на которую всегда будут опираться режиссеры новых поколений, желающие снять свою версию романа Кинга. И пусть по прошествии множества лет «Кэрри» уже не смотрится столь свежо и радикально, как это было ранее, но я все равно советовал бы вам ознакомиться с данным произведением, дабы не только вернуться к истокам кино-творчества Кинга, но и оценить действительно качественное кино.
7 из 10