Лес Андерсон без правПодростковые комедии всегда отличались ненавязчивым сюжетом, лёгкой подачей и персонажами, которые априори должны были олицетворять целевую аудиторию, чтобы большинство из неё узнало самих себя в воплощённых образах. Забавность и чуть ли не фантастические приключения - вот главный залог успеха фильма в поджанре teensplotation. Волна интереса прокатилась после неожиданно удачной ленты 'Выходной день Ферриса Бьюллера' (1986) от Джона Хьюза, главного автора 'Одного дома' (1990). Конечно, критики не так снисходительно относились (да и относятся) к эксплуатационному кино, но обрушивающей обструкции не подвергали, прекрасно понимая, что кинематограф без подросткового кино невозможен. Это факт, с которым стоит смириться, как с тем фактом, что 'бэшники' как выпускали, так и будут выпускать хорроры и слэшеры с шаблонными сюжетами и сеттингами.
Так вот, в 1988-ом году на экранах появилась приключенческая комедия с главными героями-тинейджэрами 'Водительские права'. В данном случае название картины чётко указывает на заветную цель основных действующих лиц. Точнее, водительские права стремится заполучить Лес Андерсон (Кори Хэйм), но он отличается безалаберностью, так что шансы на вожделенную корочку у него весьма малы. Но компьютерный сбой во время сдачи экзамена (Лес неплохо знает практику, а вот с теорией у него определённые проблемы) даёт парнишке несколько минут радоваться правам. Ведь он теперь взрослый, теперь у него есть уважение у друзей, девушки, по его мнению и мнению лучшего друга, так и будут клеиться к Лесу. В общем, эти водительские права - некий 'макгаффин', который обозначает статусность и решающий шаг во взрослую жизнь. Но поток лжи, связанный с тем, что Лесу всё же их не выдали, приводит к опасным приключениям по ночным улицам на машине марки 'Cadillac' в обществе друзей и самой красивой девочки в школе. Ведь Лес искренне считает, что она и только она - его судьба...
Конечно, основной персонаж 'Водительских прав' - выпендрёжник, но порой обладающий здравым смыслом и всегда видит, где же та грань, где надо остановиться. Но с другой стороны он слишком легко поддаётся на уговоры, а тут ещё и внешний фактор играет свою роль - рядом с ним настоящая красотка и упасть при ней в грязь лицом - это буквально растоптать все надежды на возможные отношения. Кстати, хотелось бы отметить, что в сценарии весьма хорошо прописаны шутки. Они подаются с отрешённостью, будто бы ничего особого не происходит, но нотки юмора проскакивают и они заметны. Это касается как Кори Хэйма, сыгравшего Леса, так и Ричард Мэйсёра, воплотившего образ отца Леса. И вот эта непринуждённость, некая свобода, радужность и исключительность приключений, будто бы за то, что Лес по сути угнал машину, его преследует злой рок, но все мы зрители прекрасно осознаём, что ничем плачевным road movie 'Водительские права' не окончится, и создаёт особое обаяние фильма.
И нельзя, когда говоришь про 'Водительские права', не сказать про подростков, сыгравших главных действующих лиц фильма. Уже было отмечено выше, что сюжет строится вокруг героя от Кори Хэйма. В своё время этот парень буквально был нарасхват и приглашался во всевозможные проекты, по праву считаясь одним из самых талантливых юношей-актёров. Но столь быстро обретённая слава привела к печальным последствиям. Но не будем об этом, а скажем, что Хэйм с лёгкостью показал нам добротный и крепкий персонаж, столь близкий целевой аудитории 'Водительских прав' (и пусть персонаж был крепок по-своему, по-американски). Закадычного друга Леса Андерсона сыграл Кори Фельдман, который вместе с Хэймом уже играл и потом у них были ещё совместные проекты. Эта парочка стала своеобразным дуэтом, который стал коротким олицетворением эпохи, а союз 'два Кори' в то время не знали разве что схимники. И, внимание, в 'Водительских правах' впервые в художественном фильме снялась Хизер Грэм, будущая звезда 'Из ада' (2001) и 'Убей меня нежно' (2001), яркая второстепенная актриса в 'Ночах в стиле буги' (1997) и 'Мальчишнике в Вегасе' (2009). Она-то и стала объектом романтической страсти Леса Андерсона. А ещё обращают на себя внимание Ричард Мэйсёр и Кэрол Кейн, которые так превосходно составили супружеский тандем родителей Леса.
И пусть 'Водительские права' - это летний, но мимолётный хит конца 90-х годов прошлого столетия, но всё же это крепкий, слаженный образец поджанра, грамотно раскрывающий свои козыри. А качественно проведённый каст добавляет положительных баллов 'Водительским правам'. И если кто-то ностальгирует по тем безоблачным временам, то милости просим на просмотр 'Водительских прав', хотя бы единоразового просмотра комедия в поджанрах road movie и teensplotation вполне заслуживает.
8 из 10