'То не баржА разбилась, то человек разбился''Ты всех грызи иль живи в грязи' - чем не девиз современности? Наверное, если бы фильм снимали в наши дни, что называется, 'по мотивам', концовка могла бы быть другой. Но - фильм 1959 года, и по-другому - никак. Основной посыл фильма - большие капиталы губят душу и, в конце концов, самого человека.
Однако, душа-то у героя прекрасна, вот только ум в предлагаемых обстоятельствах - 'не вывозит'. С самого раннего детства Фома Гордеев, сын купца и наследник миллионов, видел несправедливость жизни. Видел нищету рабочего люда и всю низость пьянства как главного развлечения бедноты. Вырастая, Фома хочет изменить мир вокруг себя, но не знает, куда приложить силы.
Безответная любовь становится спусковым крючком, и наш герой ударяется в долгий загул, который затем переходит в распутство. И здесь очень многое перекликается с повествованием 'Угрюм-реки', где главного героя тоже сыграл Георгий Епифанцев. Но если в случае Прохора Громова распутство представляется моральным падением главного героя, то Фома Гордеев, наоборот, возрождается. Понимание себя и внутренней злости по отношению к окружающему его миру богачей, происходит через любовную связь Фомы с 'гулящей женщиной'.
Герой все чаще задается вопросом, в чем смысл жизни. Впрочем, этот вопрос вообще красной нитью проходит через весь фильм. Неужели мы живем лишь для того, чтобы заработать денег, нарожать детей и помереть? Ведь должно же быть что-то кроме.
Поиски свободы и смысла жизни, желание сделать что-то значимое, оставив привычное окружение, рождают в Гордееве внутренний конфликт, с которым он не в силах справиться. Невозможность получить свободу - старый мир не отпускает - приводит к трагедии.
Геркулеса одолели мухи. Ему бы средство найти именно от мух, а он их пытается убить дубинкой. Нельзя разрушить систему, которая функционирует веками. Но добрые дела можно творить и внутри нее.
На мой взгляд, однозначно к просмотру. Вопросы, которые задают герои, актуальны и сейчас. И главный вопрос: 'Как поступил бы я?'