Скучно мне!Крайне редко, но всё же случается так, что фильм помогает мне лучше понять книгу. Хорошо придумано, что в экранизации все события показаны глазами Егорушки, главного героя, в то время как у Чехова даётся своего рода панорамный обзор. Этого мальчишку всё вокруг увлекает, и он не особо-то хочет разлучаться с родными местами. Хотя, быть может, со временем он этот интерес к окружающему миру безвозвратно потеряет, и станет сухим «образованным» педантом.
Фильм снят очень правильно: спокойное такое, неторопливое повествование, но при этом без «воды». Да, особого динамизма не наблюдается, но так он здесь и без надобности. Здорово показана эта самая степь — с одной стороны захватывающая и полная жизни, а с другой — навевающая смертную тоску.
Из героев особо запомнился Соломон. Как не похож этот спокойный, полный достоинства, слегка ироничный персонаж на своего родича, до пошлости услужливого лизоблюда! Как он говорит, что ему сто лет не сдались власть и богатство! А уж его монолог о том, что кто кого влиятельней, тот тому и пятки лижет — просто на все времена.
И ещё Вася-Бурков — действительно, один из немногих, кто сохранил в себе человеческое, несмотря на трудности и лишения. По правде говоря, сначала его рыданья над убитым ужиком показались мне слегка наигранными, но, пересмотрев эту сцену, я поняла, что это как раз предельно искренне. И даже сомнений не возникает, что Георгию Ивановичу был близок его герой.
Дымов же как в книге, так и в фильме вызывал у меня исключительную неприязнь. Однако это его «Скучно мне!!!«всё объясняет. Вдруг и в самом деле всё это (в том числе и убийство того самого ужика) — не от худого умысла, а от скуки, а за его малоприглядной оболочкой кроется настоящая трагедия?..
А отец Христофор?.. Благообразный старец, довольный жизнью. Как передан формализм в религии: молится то он скороговоркой, затверженными фразами… Честно, ни секунды не думала о Трофимове в процессе чтения, но, узрев экранизацию, никого другого в этой роли больше не мыслю. Кузьмичов же внешне напомнил самого Чехова. Также удачным получился образ Константина. Луч света в тёмном царстве… Точь-в-точь как в повести: сначала улыбка появилась, а только потом её обладатель. Одним словом, фильм можно охарактеризовать как галерею психологических портретов на фоне бескрайней степи. А уж какая там песня…