Смотреть, думать, восхищаться.Мне этот фильм нравится уже давно. Смотрел десяток раз. Может быть, это лучшая работа (вместе с картиной «Тихий Дон») великого режиссёра С. А. Герасимова из всех его более чем тридцати кинокартин.
У нас в стране всегда было модно любить зарубежных мастеров кино. С придыханием называть их трудные имена, путаясь в произношениях и ударениях. А вот такую глыбу как Герасимов называть в числе гениев кино многим как-то даже неудобно. Что ж, бывает. Переживём.
Так вот, чёрно-белый фильм «Журналист» (1967), на мой взгляд, — фильм гениальный.
Я бы поставил его в один ряд с цветным фильмом М. Антониони «Профессия: репортёр», который итальянский мастер снял через восемь лет после (!) С. Герасимова. Не только потому, что главные герои в обеих картинах — журналисты. И здесь, и там совершенно уникальные атмосфера, настроение, аура…
У Сергея Герасимова они, конечно, более знакомые, более естественные для нас. Но особые. Снято так, что совершенно забываешь, что смотришь не на реальные жизненные ситуации, а просто кино. Подобную доверительную черно-белую съёмку я бы отметил ещё в одном более позднем фильме Герасимова «У озера» (1970) Иногда эту атмосферу называют «соцреализмом». Обычно тогда, когда сказать больше нечего. По-моему, любые штампы в искусстве губительны, ничего не отражают, ни о чём не говорят. Важно лишь то, что хочет сказать нам автор. Зачем всё это. Правда, ведь?
В довольно простом сюжете — по заданию редакции столичный журналист едет разбирать бытовую жалобу в небольшой уральский городок — режиссёр пытается размышлять вместе со зрителями о глобальных проблемах. Таких, как «что такое любовь», «что такое любимая профессия», «что такое искусство», «что такое Родина».
Действие переносит нас из столицы в далёкую российскую глубинку, потом в Европу, потом опять в провинцию. То модная столичная дискотека, то репетиция в заводском клубе, то шикарные небоскрёбы, то скромное общежитие…
«Журналист» — очень красивый фильм с красивыми актёрами и актрисами. Одна из лучших ролей замечательной советской актрисы Галины Польских. Говорят, сценарий этого фильма С. А. Герасимов написал специально для своей любимой ученицы. Изумительная игра Валентины Теличкиной в совсем маленькой роли работницы редакции небольшой газеты. Многие фразы её героини, манера говорить, помню, долго цитировали мои ровесники. («А Клавка-то опять в испанки подалась!»)
Хороша игра Юрия Васильева в роли главного героя — подающего надежды красавчика-журналиста Юрия Алябьева. Влюблённая пара героев Васильева и Польских психологически точно передаёт нюансы взаимоотношений людей, встретивших и чуть не потерявших друг друга. Симпатии зрителей явно на их стороне во всех коллизиях действия. Как нам не хватает столь чистых отношений в сегодняшнем кино… Да и в жизни тоже.
Не так много времени в кадрах фильма столица Франции Париж, куда в командировку попадает главный герой. Но город ощущаешь, его чувствуешь, им восторгаешься. Тем более, что в этом зрителю помогают актриса Анни Жерардо и певица Мирей Матье. Обе знаменитые француженки удивительно органично вошли в сюжет фильма, придав ему оригинальность и особый шарм.
Отмечу ещё одну замечательность, которая потрясает меня лично. Довольно много в кадре мы видим самого Сергея Аполлинариевича. Очень рискованный ход — главный режиссёр снимает себя в собственном фильме. Получится ли? Получилось! Герасимов раскован, необычайно самобытен и убедителен. Именно его персонаж ненавязчиво затрагивает в фильме целый пласт философских вопросов, которые заставляют зрителя определить и свою позицию. (Из успешных повторений опыта съёмки себя в своём фильме не могу не вспомнить наших гениальных Василия Шукшина и Леонида Быкова).
Фильм полон маленьких режиссёрских и операторских (оператор В. Раппопорт) открытий, интересных планов и интерьеров. Всё очень тщательно продумано, и нет даже элементов небрежности, халтуры, подражательности, которыми наполнены многие сегодняшние киноленты. Кожей ощущаешь громадный объём профессиональной работы авторов фильма. Впрочем, это был стиль жизни великого режиссёра и педагога С. А. Герасимова (Четыре ордена Ленина на его груди, конечно, не за красивые глаза)
В результате, «Журналист» — очень достойное произведение отечественного советского кинематографа, которым мы будем гордиться и которое будем пересматривать ещё много-много лет.
Июль 2013
8 из 10