Как банда Чаки в психушке шалилаДон Манчини, возможно, не оставил по настоящий день значительного следа в кинематографе, но именно ему принадлежит идея создания Чаки, легендарной куклы-маньяка. Пусть маленький убийца плотно прописался в реестре самых популярных персонажей хорроров, всё равно, как правило, Чаки не выходил из тени своих более влиятельных коллег по цеху вроде Фредди Крюгера. В 80-е и 90-е сиквелы слэшеров пекли как пирожки, поэтому «Детские игры» обзавелся двумя не самыми качественными сиквелами и, казалось, про Чаки все благополучно забыли. До 1998-го года, когда на экраны вышла «Невеста Чаки», где игрушечных маньяков стало уже двое, а сюжет нырнул, скорее, в сторону черной комедии. «Потомство Чаки» 2004 года ощущался слишком самонадеянной попыткой вернуть интерес к франшизе и, в конце концов, неудивительно, что фильм провалился, а «Проклятие Чаки» 2013-го все равно выглядел чрезмерно спекулятивным и дешевым. Вся эта кинематографическая биография самой знаменитой страшной куклы до появления Аннабель подводит к «Культу Чаки», очередному фильму в линейке ужасов Дона Манчини. В то время как современные попытки эксгумировать ту или иную франшизу строятся на предсказуемых моделях «возвращения к истокам» или «игнорирования плохих сиквелов» «Культ Чаки», напротив, старается соблюсти всю логику серии, которой скоро стукнет 30 лет. Это, безусловно, отмечает фильм, но рождает следующий вопрос: а для кого, собственно, фильм был снят? Для преданных фанатов? Франшиза о Чаки является нишевой не только в России, но и в США, да и люди, впервые познакомившиеся со злобной куклой 'в актуале' в 80-е или 90-е, давно уже должны были выйти из возраста, когда такие фильмы доставляют неподдельное удовольствие.
Основная сюжетная линия продолжает «Проклятие Чаки» и историю Ники, которая прикована к инвалидной коляске. Девушка находится под замком после событий «Проклятия» и Ники переместили в психиатрическую клинику. Врач-психотерапевт не находит ничего лучше, как принести для своих пациентов целую коллекцию широкоглазых рыжих кукол, чтобы использовать в лечении. К тому же, в повествование возвращается Энди, переживший первые проекты начала 90-х, и сама подружка Чаки из «Невесты». Всё это смотрится как винегрет – в «Культ» намешано столько всего, что случайный зритель, незнакомый со всеми хитросплетениями сюжета предыдущих фильмов или до конца не осознающий взаимоотношения персонажей, может расценить сценарий начисто безумным. Воспринять «Культ» как некий кроссовер между всеми фильмами или, на худой конец, завершающую часть франшизы, где будут даны ответы на все вопросы, также не выходит. Сценарий рождает новые вопросы, сюжетных дыр просто сотни, а всё это непростительно для чего-то откровенно легкого со смысловой точки зрения.
«Культ Чаки» увядает в низком бюджете. Здесь есть несколько креативных убийств, но для 2017 года это уже как-то вторично – удивить ими возможно и выйдет, но точно не напугать. С визуальной точки зрения здесь всё немного получше. «Культ» снят в бледных белых цветах, подчеркивая изоляцию сумасшедшего дома, а яркая одежда Чаки и расчлененка выделяются на стерильном фоне.
Из сильных сторон можно отметить актерское семейство Дуриф на экране. Брэд Дуриф явно отлично провел время в образе Чаки. Да и несмотря на бюджет, графику ему в этот раз прикрутили. Фиона Дуриф, скажем так, раскрыла свои зловещие черты характера. Вероятно, многое она действительно почерпнула от отца.
Таким образом, «Культ Чаки» - сухой полуторачасовой самодельный слэшер, ориентированный
только на фанатов серии. И для этих самых фанатов «Культ» наполнен самоочевидной сатирой, признающий, насколько глупо это всё же выглядит. Перефразируя знаменитую цитату из «Большого Лебовски» («Чувак верен себе»), можно констатировать, что и в этом творении Дона Манчини ничего нового – Чаки всё также верен себе.
4 из 10