Фильм скорей понравился, нежели нет.
Его основная черта — это эклектичность, столь свойственная работам конца 80 — начала 90х. В реалиях того времени создатели картин могли просто с камерой ходить по улицам и снимать народ на улицах, до того это были бы благодатные типажи!
Но тут мы имеем не просто фильм, а фильм о Чернобыльской трагедии. Плюс снятый за спонсорские деньги, это важно!
Получилось как ни странно очень достойно. При всей скромности бюджета и средств в наличии получился реально эффект присутствия тем апрельским днем близ горящего реактора. Удалось передать героизм поступков ликвидаторов — врачей, пожарных, военных. Совершенно потрясающе сняты сцены эвакуации Припяти — кадры с собакой, бегущей за автобусом, сцена с женщиной с коляской мосту — еще долго остаются в памяти.
Герой этого отрезка фильма — врач Толик, по зову сердца пристроившийся в хвост колонны, едущей налегке к реактору, и получивший огромную дозу радиации одним из первых.
Параллельно основной сюжетной линии идут еще несколько. Это бытие журналиста Журавлева и его семьи, оказавшихся в Киеве в тот момент. Надо сказать, что имеет место мелодраматичное пережевывание внутрисемейных перепетий, откровенно вызывающее зевоту.
Затем — молодая пара, сыгравшие свадьбу в тот самый злополучный день и так некстати уехавшие отдыхать в леса близ ЧАЭС. Со всеми дальнейшими последствиями. Прекрасная работа Алексея Серебрякова и Марины Могилевской! Действительно, это изюминка картины, особенно поразила финальная сцена в церкви, пасхальная служба под присмотром солдат в противогазах и костюмах химзащиты.
Показаны судьбы еще нескольких людей, и все это приправлено несколько гротескной, но не глупой, критикой действий властей, которые без указки свыше способны закрывать глаза на самые очевидные факты и «справлять все запланированные 20 свадеб», несмотря ни на что, хоть радиоактивные осадки с неба выпадут.
В этом плане несколько вычурно выглядит и финальная сцена водружения красного флага на реактор, но опять же баланс соблюден и съемки пейзажа оттягивают внимания от этого бессмысленного акта.
Теперь о минусах. Они не то, чтобы глобальны, но они есть. Если упомянутую Санта-Барбару из личной жизни главного героя можно еще хоть как-то потерпеть, то ряд кадров (крошечных эпизодиков, порой в секунду!) откровенно сделан для спонсора, чтобы выставить этих strannih russkih и окружающих их действительность в каком-то абсолютно шизофреническом ключе. Я говорю о кадрах автомобильной аварии в самом начале фильма, сцены падения некоего человека на толпу у стадиона, ну и конечно эпизода у КПП, где парочка занимается сексом у забора с колючей проволокой среди рвущихся за ограждения людей. Это не метафора и не арт-хаусная ремарка. Это бред сивой кобылы — ни к селу, ни к городу. Привет инвесторам.
На вопрос — стоит ли смотреть это кино, я отвечаю: «Стоит».