Стремление к совершенствуАвтомобили в нашем мире давно стали чем-то повседневным, естественным, как само течение времени – всего лишь, средством передвижения. Но это не отменяет того, что автомобили служат так же показателем благосостояния и синонимом свободы. Автомобили, как и любые другие вещи, в массе своей обыкновенны, бренды конкурируют утилитарными характеристиками, но имена и имидж машинам дают вовсе не седаны для семейной поездки в супермаркет. Здесь примерно, как в мире моды: весь мир будет одеваться в одежду среднего класса, но задает тенденции мир высокой моды и люксовые бренды, возможно, совершенно не предназначенные для повседневной носки. В мире моды есть показы, а в мире автомобилей есть гонки. Обладание именно спортивным суперкаром становится показателем особого статуса, и наличие в модельной линейке такого авто вполне способно улучшить мнение потенциальных покупателей о марке в целом. Поэтому гонки, будучи очевидным эксклюзивом, также становятся и своеобразной рекламной кампанией, а, значит, в некоторой степени, могут быть важными для марки авто любого сегмента.
Так, история противостояния Форда и Феррари начинается с всего лишь желания улучшить имидж крупной компании, производящей автомобили в доступном сегменте, но продолжается из-за личных мотивов. Форд и Феррари как марки сами по себе противоположности: масс-маркет и эксклюзив, конвейерное производство и ручная сборка. Однако, делая шаг в сторону эксклюзива, у Форда как компании нет другого выбора, кроме игры по тем же правилам. Тот подход, что продемонстрирован в фильме – это квинтэссенция эксклюзива как такового в еще большей степени, чем Феррари, поскольку создание гоночной машины Форд оказывается не просто не массовой работой, а работой, буквально, двух человек. Это уже не просто машина, это творение и произведение искусства, чье поведение продумано в любых обстоятельствах. Любопытно, что создаваемая, будто рождаемое в муках дитя, машина абсолютно послушна только одному пилоту, что делает ее не просто невозможно единственной, а совершенно уникальной.
Хотя заявляемой целью является победа в гонке, настоящим стремлением героев я бы назвала стремление к совершенству как таковому. Победа может быть обусловлена рядом факторов, и машина – лишь один из них. Это всегда лотерея, ведь никогда не знаешь, какая будет погода, не попадут ли соперники в аварию, не будет ли препятствий. Очень много факторов неопределенности, и, создав лучший по характеристикам автомобиль, можно лишь уменьшить часть из них. Поэтому гонка здесь – хорошее испытание для самого автомобиля, демонстрация и проверка его возможностей в реальных условиях, но цель – он сам как творение и создаваемое совершенство. Стремление двух главных героев именно в этом – в том, чтобы воплотить свой идеал, поэтому финальный поворот будто бы их и не слишком огорчает, ведь цель в отношении автомобиля так или иначе достигнута.
Необходимо отметить, что потрясти мир могут только настоящие фанаты – люди, нашедшие свое призвание. Так, оба наших героя вполне готовы поставить на карту все ради искомого совершенства и победы, они создают автомобиль как свое собственное личное творение, и они способны достичь желаемого, пока им никто не мешает: ни не слишком сведущие коллеги, ни даже семья. Поэтому одному из героев семья не мешает, у второго же ее просто нет – ничто не препятствует сосредоточенности и работе, ведь Форд именно в их лице противостоит Феррари, а не в лице кого-то еще. Важность уникальной личности подчеркивает и финал с краткой исторической справкой, и здесь снова напрашивается аналогия с модными домами, где почерк бренда равен почерку его главного дизайнера, и его перемена способна все разрушить.
Хотя исполнители главных ролей создают довольно любопытные образы, фильм не о людях, а об их работе и их пути. Огромное внимание уделено вопросам создания автомобиля, каждой детали и каждой мелочи. Все человеческое, личностное проявляется тогда, когда касается основной темы. Так, Шелби показывает себя как гениальный дипломат, когда надо защитить свой труд, а взаимоотношения Майлза с семьей показаны исключительно в контексте его работы. Даже тема дружбы этих двоих крутится вокруг автомобилей, Форда и гонки. Фильм начисто лишен всего побочного, не имеющего отношения к центральной теме, раскрытие персонажей построено только вокруг нее, и такой подход вполне можно назвать однобоким. Но этот фильм не про людей как таковых, он про создание совершенства, он про определенный путь, про конкретную историю, где сама история важнее ее творцов. С учетом этого, некоторая второстепенность героев вполне простительна.
Этот фильм в достаточной мере увлекателен, несмотря на немаленький хронометраж, хотя в нем нет особого действия, если не считать сами гонки. Здесь нет и преодоления в традиционном смысле слова, зато есть некоторые безумно интересные диалоги, поражающие приемами дипломатии и умению подбирать слова некоторыми из героев. Суть фильма здесь не столько в его названии. Хотя речь идет о противостоянии, все же, главное не оно, а поиск идеала и его создание. Противостояние становится катализатором этой работы, но не ее целью.