2019 год близится к концу, а значит не за горами наградной сезон с раздачей Оскаров и Глобусов. Поэтому в прокат начинают пробираться фильмы, чьи создатели не прочь украсить домашний интерьер чем-нибудь золотым и почетным. Картина «Форд против Феррари» — это не только пытка для картавых. «Форррд пррротив Ферррари» имеет все шансы стать одним из потенциальных фаворитов. Да, фильм очень и очень хорош. И сегодня я попробую ответить на три важных вопроса.
1. В каких номинациях у картины больше всего шансов?
2. Почему такую экранизацию реальных событий можно назвать идеальной?
3. И какой фильм про гонки является лучшим по моему субъективному мнению?
У фильма «Форд против Феррари» столько сильных козырей, что кроме рукавов потребуются еще и штанины. Из самых очевидных — это блистательный актерский дуэт в лице Мэта Дэймона и Кристиана Бэйла. Последний, хоть и зарекался, что больше не будет испытывать здоровье на прочность, все-таки в очередной раз скинул 30 килограмм для большей похожести на своего прототипа. В режиссерском кресле и одновременно за сценарным столом матерый Джеймс Мэнголд. Именно он два года назад подарил нам Логана, лучший и самый драматичный фильм из франшизы Людей Икс. Да и среди художников, монтажеров, композиторов тоже не последние в Голливуде люди.
Менее очевидным, но сильным преимуществом картины является не только то, что это экранизация интересных и сильных реальных событий. Для киноакадемиков намного важнее, что это история, которая восхваляет исконно американский брэнд и очень вкусно смакует его громкую победу. А одно из самых слабых мест американцев — это тщеславие в одном бокале со звездно-полосатым патриотизмом.
Но не будем углубляться в американщину, ведь мы здесь для того, чтобы оценить художественные достоинства фильма и понять, что именно заставляет именитых критиков писать в его честь дифирамбы, а рядовых зрителей ставить высокие оценки.
Любую историю интересной делают два параметра. Непосредственно сами события, стечения обстоятельств и их развязка, а также умения и красноречие рассказчика. И хорошо преподносит историю тот, кто грамотно наполняет ее нужными деталями, тем самым оправдывая присутствие в ней любого персонажа и тех решений, которые они принимают.
Давайте проверим основные сюжетные детали фильма Форд против Феррари на состоятельность. Если они имеют некую мотивацию для развития и изменений, то это хороший сценарий, и история становится интересной. А, если они пустые, картонные и присутствуют просто так до кучи, то сценарий плохой и следить за ним не вызывает удовольствия.
Кэролл Шелби, герой Мэта Дэймона. Бывший гонщик, единственный американец, победивший на престижном турнире во Франции. По состоянию здоровья он вынужден сменить профессию и заниматься продажей автомобилей. Компания Форд нанимает его для создания спорткара, который сможет конкурировать с непобедимыми Феррари. Его мотивация не только в том, чтобы выполнить поручение, но и проявить гибкость в руководстве процессом. Ведь, находясь между боссами нанимателями и собственной совестью, Шелби вынужден постоянно принимать сложные решения и находить компромисс.
В первую очередь в отношениях с Кеном Майлзом — талантливым гонщиком, роль которого исполнил Кристиан Бэйл. Он хороший парень, но совершенно неуправляем, нагло плюет на правила субординации и по мнению руководства ни капли не соответствует имиджу того, кто должен сидеть за рулем их автомобиля. Главным испытанием для Майлза станет борьба с собственными принципами, сможет ли самодур одиночка хоть раз проявить себя командным игроком?
Безусловно, эти двое центральные герои и само собой их прописаны максимально подробно и глубоко. Но и с остальными второстепенными персонажами здесь тоже полный порядок.
Крайне любопытен как личность Генри Форд второй, получивший автомобильную империю по наследству. Он еще больший самодур, ведь его главным мотивом в принятии решения участия в гонке и многомиллионных затратах стала банальная обида на личное оскорбление со стороны шефа конкурентов. Его первый заместитель по своим отчасти оправданным причинам ставит палки в колеса. Жена Майлза искренне принимает мужа со всеми его особенностями и выражает свою любовь в безвозмездной поддержке. Их сын, маркетолог Форда, глава Феррари, даже каждый механик, техник или водитель любого другого спорткара — абсолютно каждый на экране является не частью массовки или статистом, а конкретной индивидуальной личностью. И все они очень гармонично взаимодействуют друг с другом на всех уровнях, делая всю историю целостной, живой и настоящей.
Бэйл очень уверенно целится в свою очередную номинацию за роль второго плана. Картина заслуживает внимания по части работы оператора и монтажера. А Джеймс Мэнголд, на мой взгляд, достоин побороться как сценарист, так и как режиссер. Причем в качестве постановщика он сумел проявить то, с чем не всегда справляются его более именитые коллеги.
Когда кто-нибудь решает снять драму, то в его распоряжении есть сильная история и художественные приемы, с помощью которой эту историю можно сделать еще сильнее и трогательней. И вот здесь очень важно не заиграться слишком сильно, не перегнуть палку с драматизмом. Ведь при отсутствии меры очень легко перейти грань естественности и получить слишком приторное желание вызвать сопереживание. Зритель очень легко может заметить или почувствовать, что с экрана ему слишком очевидно пытаются навязать те или иные эмоции. Это воспринимается как фальшь и может иметь обратный эффект.
Так вот, одним из самых главных достоинств фильма Форд против Феррари является, как бы это странно не звучало, драматическая сдержанность. Именно отсутствие надрывных речей, чрезмерных актерских потугов или душераздирающих мелодий скрипки делает эти события естественными и настоящими. Буквально с самого начала ты веришь во все происходящее и забываешь о том, что смотришь кино. Самое лучшие ощущения, которые можно получить в кинотеатре, это чувство, что ты посмотрел не фильм, основанный на реальных событиях, а познакомился с самой реальной историей. Да еще и из первых рядов. Заслуженные 8 из 10
И, наконец, ответ на третий вопрос, который я озвучил в начале. Какой фильм про гонки я считаю самым лучшим? И это не «Форд против Феррари» даже при такой высокой оценке. Еще есть такая картина, как «Самый быстрый Индиан» с Энтони Хопкинсом. Очень хороший фильм, но и не он мой фаворит. И, конечно же, это не Форсаж, даже не думайте. Поистине неизгладимые впечатления на меня оказала драма режиссера Рона Ховарда, которая так и называется «Гонка». Под волшебную музыку Ханса Циммера картина рассказывает о противостоянии двух гонщиков Формулы-1. В главных ролях Крис Хемсворт и Даниэль Брюль. Потрясающее кино, которое я настоятельно рекомендую к просмотру.