Я устал. Я ухожу…Жизнь русского императора Александра Первого полна загадок и противоречий. Говорят, что власти он не хотел, мечтал жить, как частное лицо, но правил страной четверть века. Собирался даровать России Конституцию, но так и не сделал этого. Знал о готовящих восстание декабристах, но ничего не предпринял. Окутана тайной и скоропостижная смерть императора в Таганроге. Красивая легенда о том, что государь свою кончину инсценировал, а на самом деле ушел странствовать, словно создана для экрана. Увлекся этой темой замечательный режиссер, номинант премии «Оскар» Игорь Таланкин.
Строго говоря, «Незримый путешественник» — не совсем кино. О последних днях Александра Павловича Таланкин сначала написал пьесу, а уже потом перенес ее на экран. Театральную условность своего сочинения режиссер не скрывает, а наоборот, всячески подчеркивает. И вряд ли это пошло на пользу фильму. Никаких натурных съемок, полутемные интерьеры, длинные монологи, минимум музыки, однообразная операторская работа… Понятно, что такой аскетизм не от хорошей жизни ("лихие 90-е», безденежье и развал кинопроизводства), но факт есть факт: многие фильмы-спектакли советских времен смотрятся увлекательнее.
Было бы совсем тоскливо, но, к счастью, в «Незримом путешественнике» шикарный актерский состав. И совсем, не важно, что Василий Лановой (Александр) и Алла Демидова (императрица Елизавета) значительно старше своих персонажей. Есть актеры, за которыми интересно наблюдать, даже если они просто молчат в кадре.
Благодаря актерской самоотдаче «Незримый путешественник» может заинтересовать зрителя эпохой Александра Первого, заставить задуматься, совместимы ли политика и совесть. И все-таки на театральной сцене эта история смотрелась бы лучше.
6 из 10