Нашла cвой фильмВключила Первый канал в вечернее время и случайно попала на премьерный показ исторического сериала 'Вольная грамота'. Нескольких минут хватило, чтобы осознать, что нашла 'свой фильм' в потоке чужого инородного телепродукта нашего времени. Приятно удивило настроение фильма, открытые лица, великолепная русская природа и неторопливое, но при этом с неизменным драматическим нарастанием действие. Давно я не встречала такое бережное отношение к образу человека в фильме. Столько отголосков из классических русских произведений, вспоминаются Лермонтов, Тургенев, Пушкин. Нет, ничего конкретного, но при этом атмосфера этого фильма буквально пронизана духом произведений наших классиков. Тоже могу сказать и о картинке, она будто срисована с полотен Ивана Шишкина, Алексея Саврасова или Ивана Крамского. Возможно, замысел кинематографистов был именно в этом, не знаю. Но то, что это получилось не вызывает сомнений. Музыка в 'Вольной грамоте' очень русская, широкая и звонкая, обволакивает вас начиная с вступительных титров.
Я погрузилась в жизнь 'усадебной' России начала 19 века, стала с волнением следить за судьбой молодой девушки Полины, за ее бедами и долгой дорогой к свободе. Яркие, очень выразительные герои. Братья Кречетские, Андрей и Дмитрий, графиня Анна Николаевна и ее очаровательный сын Илюша, нотариус Борис и его возлюбленная Татьяна. Прекрасные актерские работы тех, кого я практически не знала ранее. Не видела в других фильмах. Удивительное дело.
Тема свободы выстраивается в этой картине не через героический памфлет, а через христианское народное понимание этого явления.
Вспоминается 'Тэсс' Романа Полански, удачная экранизация классического романа Томаса Харди. Молодая Настасья Кински воплотила в той ленте очень противоречивый образ несвободной молодой девушки. И хотя сами истории абсолютно не схожи ( в 'Тесс' героиня разрывается между любимым человеком и совратившем ее нуворишем Аликом, в результате чего в отчаянии совершает убийство), но налицо схожие эмоциональные интонации. Невозможность близости из-за классовых предрассудков, несвобода женщины и ее судьбы.
В 'Вольной грамоте' Татьяна Бабенкова постепенно превращает свою Полину в очень сильную личность, балансируя между внутренней борьбой и смирением. 'Ниже земли не упадешь' - отвечает она Андрею. Неуемная гордыня в конечном счете всегда проигрывает внутренне свободному человеку. Свобода это состояние души, она возвышает людей. И об этом этот замечательный красочный фильм. Моя благодарность всей творческой группе этой многосерийной картины. Вы подарили радость смотреть, чувствовать и наслаждаться.