Рок-н-ролл в формате игрового фильмаЕсть такой интересный товарищ – Хармони Корин. Режиссер снискал славу худшего или, возможного, гениальнейшего режиссера американского андерграунда, чьи работы, однако, так или иначе находили путь к большой аудитории. Плохое поведение подростков из «Деток» 1995 было рискованным способом заявить о себе, но, наверное, установило парадигму экспериментального творчества этого необычного человека, а «Гуммо», «Осленок Джулиэн» и прочие проекты только укрепили его положение. Что-то общее есть в работах режиссера: вопросы о бессмысленности бытия как такового, что дошло до точки кипения в «Отвязных каникулах». Не в силах вынести несовершенства экзистенции, Корин продолжал творить и в итоге вышло что-то совсем непотребное: чудеса жизни глазами невменяемых и разбитых людей, чей взгляд, тем не менее, показывает, что жизнь стоит того, чтобы её потерять. Звучит подобное, конечно, не так депрессивно, особенно в контексте его новой кинокартины под названием «Пляжный бездельник» (или, как звучит оригинальное название, «Пляжный бомж»), и всё-таки кинофильм попадает в струю творчества Корина: слишком необычный, чтобы пропустить, но и слишком непонятный и нелогичный, чтобы восторгаться.
Давным-давно мужчина с прозаичным именем Лунный Пёс был самым известным поэтом в США: его произведения поражали рутинные массы своим взглядом на мир. Сегодня Лунный Пёс неопрятен и потерян в лабиринтах наркотического дурмана. С другой стороны, мужик живёт припеваючи на шее жены-миллионерши. Когда случается трагедия, Лунный Пёс оказывается на улице… но, как гласит аннотация,
стоит ли из-за этого парится?
Действительно нет, поскольку самый главный отличительный элемент «Бездельника», который можно трактовать как в плюс, так и в минус картине, состоит в отсутствии сюжета. Хармони Корин берёт на себя ответственность за…
ненаписание сценария, причем «Бездельник» всё-таки не является бездумным набором сцен: всё же некоторая концепция вполне просматривается, а движение по сюжету вперёд вполне логично обоснованно. Зритель, благодаря Корину, просто следует за Лунным Псом с места не место, изучая его реакцию на все, что встает на его пути: от крошечного котенка до очередной безумной вечеринки. Процесс просмотра фильма настолько незамысловат, что «Пляжного бездельника» вполне можно включить на фоновом режиме: если отвлечься и вернуться через какое-то время, то вряд ли в целом что-то можно упустить.
Отчасти похождения заплывшего и пьяного МакКонахи вызывают смех, хотя некоторые из них довольно скучны. Мрачный и гнилой морской мир Флориды передается выцветшими мотелями и барами, а Лунный Пёс – обитатель этой почти потусторонней вселенной. Нет никаких сомнений, что он живёт ради вечеринок. Увы, выдоить из подобной установки Корину ничего особенного не удалось. С другой стороны, создатели отказались бросить вызов стандартным путям из разряда «из грязи в князи» или вообще углубиться в карикатуру. Строго говоря герои здесь не так просты, как кажется: не зря в проекте приняли участие Зак Эфрон, Джона Хилл и Мартин Лоуренс. И, что интересно, все их персонажи объединены общим свойством: узнать актеров в их образах очень сложно. Лишь Снуп Дог выделяется на их фоне, впрочем, он такой же эксцентричный герой, просто играет здесь, по сути, самого себя.
Несмотря на все комично-сюрреалистические приключения, которые переживает Лунный Пёс с каждым из красочных персонажей из его круга общения, «Пляжный бездельник» в конце концов начинает испытывать терпение консервативного зрителя. Можно согласиться с идеей о том, что нормально быть безработным и ленивым и при этом быть счастливым. Тем не менее, Корин слишком обеляет своего героя: на протяжении большей части фильма есть лишь, наверное, один момент в котором его образ жизни поддается критике. Шарм МакКонахи делает свое дело, но почему-то далеко его беззаботному существованию до других анархистов от мира кино. Слишком уж обыденный Лунный Пёс на фильме; в нём словно нет изюминки, заставляющей прочувствовать жизнь его героя и пойти бомжевать на вольные хлеба.
Словно на разухабистой вечеринке, на которую вас не пригласили – вот какие чувства вызывает «Пляжный бездельник». Это отнюдь не плохой фильм, да и МакКонахи показал одно из лучших выступлений в своей карьере (не говоря уже о том, что Лунный Пёс, наверное, представляет собой главную конкуренцию Джеффри «Чуваку» Лебовски), хотя истории о жизни как вечеринке без остановки могут наскучить. Возмутительный и гедонистический проект о том, как в одночасье можно потерять всё, что было дорого, мог бы быть подан и в более адекватной форме: почему-то другое кинематографическое излишество, не ставящее перед собой цель понравится зрителю (вроде «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», который тут же придет на ум киноманам), имеет, как ни странно, более конкретное концептуальное направление. Острые края «Пляжного бездельника» сглажены, хотя бесспорно капитан Хармони Корин идёт верным путем: без него и, само собой, без Мэттью МакКонахи этот фильм был бы ничем иным, как кинематографическими руинами здравого смысла. А пока…
виват Флорида!
6 из 10