'Стекло' - Всё, во что ты верил, оказалось вымыслом!На сегодняшний день в карьере уже широко известного американского режиссера, сценариста и продюсера индийского происхождения Маноджа Неллиятту Шьямалана (более известный как М. Найт Шьямалан) имеется внушительное число самостоятельно написанных, спродюсированных и поставленных фильмов, львиная доля которых базируется на жанре 'мистического триллера', в котором нередко находит свое место и душераздирающая психодрама. Работая преимущественно с безопасно-скромными бюджетами, Шьямалану практически всегда удавалось не только многократно приумножить кассовые сборы множества своих проектов, но и ввергать аудиторию в ожидание чего-то невероятно интригующего и не столь однозначного от той или иной истории, какой та могла казаться на первый взгляд.
Безусловно, величайший успех (как постановщика и сценариста) настиг Шьямалана после мистико-драматического триллера 'Шестое чувство' (1999), который впоследствии и для его главных исполнителей Брюса Уиллиса и Хэйли Джоэла Осмента (сыгравший того самого девятилетнего мальчика Коула) стал одним из триумфальных в актерских карьерах. Триллер Шьямалана положил начало его творческому тандему с легендарным Брюсом Уиллисом, который с того времени уже не раз вгонял публику в экстаз.
Вышедшая буквально следом после успешного 'Шестого чувства', первая для Шьямалана экранизация супергеройских комиксов 'Неуязвимый' (2000) дала хоть и скромный (судя по кассовым сборам), но всё же старт культовой франшизе о героях, которая в силу своей специфичности, всех одурманенных предсказуемостью и спецэффектами фильмов Marvel и DC зрителей может спокойно 'отправить домой'. В этой, хоть и супергеройской, но Шьямаланской вселенной Вы не встретите пафосных героев, не сумеете однозначно предсказать эпилог, и уж тем более не сможете рассчитывать на приятный легкий просмотр...
Звездный дуэт Брюса Уиллиса и Сэмюэла Л. Джексона (известный своей феноменальностью в 'Крепкий орешек 3: Возмездие' (1995)) только более привлек внимание аудитории (которая в то время еще пассивно воспринимала супергеройские фильмы), и предоставил ей возможность окунуться в глубину масштабной идеи Шьямалана, которая в будущем еще не раз напомнит о себе миру. Фактически каждый фильм Шьямалана устраивает зрителям местами сердечный, местами мозговой, а порой и в совокупности штурм, который может требовать неоднократный пересмотр и вдумчивое осмысление всего авторского замысла.
Не смотря на почти 16 летний разрыв, Шьямалан все же отважился продолжить свою интерпретацию супергеройской вселенной, и, традиционно занимая кресла сразу четырех кинофигурантов (режиссер, продюсер, сценарист, эпизодическая роль), выпустил в свет психологический хоррор 'Сплит' (2016), который оставил после себя сразу три ключевых феномена: во-первых, подарил зрителям очередной качественно устрашающий триллер с его примечательным саспенсом; во-вторых, позволил любимцу женской аудитории Джеймсу МакЭвою максимально успешно войти в актерский кураж (воплотив в себе парнишку Кевина с диссоциативным расстройством идентичности, внутри которого уживалось сразу 24 личности (хотя и появлялся лишь в восьми образах); в-третьих, в своем эпилоге прямо указать обозревателям, что действие 'Сплит' происходит в мире 'Неуязвимый' (благодаря камео Брюса Уиллиса в образе супергероя Дэвида Данна), после чего всему миру не оставили выбора, кроме как запастись безграничным терпением и в диком предвкушении ожидать продолжения в виде сегодняшнего 'Стекло' (2019), которое пустило в меня стрелу 'весьма неоднозначное впечатление'.
Сюжет 'Стекло' разворачивается практически моментально после событий своего предшественника 'Сплит'. Кевин Венделл Крамб (МакЭвой) продолжает похищать 'не травмированных жизнью' людей, и скармливать их своей 24-ой личности в лице Зверя, при этом в процессе периодически трансформируясь во множество своих других субличностей. Тем временем, пока уже постаревший супергерой Дэвид Данн (Уиллис) прочесывает каждый уголок Филадельфии в поисках Кевина, параллельно верша самосуд над криминальными элементами, - Элайджа Прайс по прозвищу 'Мистер Стекло' (Л. Джексон) продолжает быть узником психиатрической клиники. Выйдя на след Кевина, Дэвид в конце концов вступает в схватку со Зверем, которую прерывают силы полиции и психиатр Элли Стейпл (Полсон). Заточив в итоге Дэвида и Кевина в одну психлечебницу вместе с Мистером Стекло, психотерапевт, в силу своей специализации, затрагивая прошлое каждого из них, попытается разубедить трех своих пациентов в том, что они являются супергероями.
Прежде всего, следует признаться, что, даже перед просмотром я не совсем понимал чего ожидаю. Принимая во внимание: (1) весь невероятно сложный материал, соединенный Шьямаланом во всю эту историю (попробуйте без изъянов совместить сразу трех одинаково главных и противоречивых героев в одном фильме), (2) в которой каждая из трех взаимосвязанных глав ('Неуязвимый', 'Сплит' и 'Стекло') отличается не только (3) внушительным временным разрывом по выходу, но и (4) приближенностью к различным жанрам, (5) историю и судьбу каждого из ключевых героев, а также (6) неотъемлемую от Шьямалана уникальную способность плести и сохранять интригу до самой развязки, переворачивая в конечном счете все возможные представления и предположения зрителей,
- 'Стекло' М. Найта Шьямалана для меня оказалось, к сожалению, не более чем 'просто нормальное'.
В самом деле, для меня невозможно сказать наверняка, чего следовало ожидать от завершения этой трилогии:
1) Говорить, что проблема в сценарии - значит обманывать самого себя, ведь во-первых, изначальный автор всей экранизации (сценарист и постановщик) остался прежним (в лице Шьямалана), во-вторых, как раз таки сюжет в итоге смог вызвать интерес, не взирая на временами вызывающую скуку размеренный темп фильма (хоть и при среднем хронометраже в 129 минут), при котором задаешься вопросом 'В какую область кресла мне сунуть свою пятую точку?';
2) Заявить, что актерский состав разочаровал - значит бессовестно лгать себе же. Крутое трио Брюса Уиллиса, Сэмюэла Л. Джексона и Джеймса МакЭвоя, которые продолжают как и прежде отлично сохранять и применять свою разностороннюю актерскую харизму в любой ситуации, превосходно исполнили свои роли;
3) Поставить под сомнение всё величие музыки композитора Уэста Дилана Тордсона (он же написал музыку к 'Сплит'), благодаря которой фильм был наполнен затягивающим саспенсом в ходе неспешно развивающегося сюжета, - значит бросить камень в огород всех талантливых композиторов множества хорроров, которые не были бы такими эмоционально напряженными и пугающими;
4) Задаться вопросом 'Может М. Найт Шьямалан сам не совсем понимал что делает и чего хочет?' - значит остановиться именно на этой версии.
Глубоко мною уважаемый Шьямалан, в карьере которого были как взлёты, так и падения, умудрялся не раз совершать в своем кино судьбоносные и роковые твисты, которые, разумеется, временами удавались, а порой и не совсем, что и приключилось лично для меня в этот раз в 'Стекло'. Сказать о том, что этот фильм также сложен, как и большинство других фильмов Шьямалана - значит быть правым. Дать обещание себе в том, что я еще не раз буду пересматривать данную франшизу - значит успешно сберечь руку от отсечения. Признаться в том, что сам не до конца понял, что хотел сообщить в настоящей рецензии - значит остаться честным в глазах читателей, и сохранить еще хоть долю уважения.
7 из 10