Вечный вопрос...норма или патологияВ мои планы не входило смотреть фильм 'Сплит' и 'СТЕКЛО', но я все же его посмотрел. Мне хотелось бы разобрать две темы, этой культовой трилогии. Ведь есть еще и первая часть фильма, предшествующая истории фильма 'Сплит'. Но я ограничился двумя частями.
Итак, первая тема, непревзойденная игра Джеймса МакЭвоя. В его 24 личности веришь с первых минут. От девятилетнего мальчика Хэдрика, любящего подурачиться до Зверя, Денниса и удивительной сыгранной Патрисии. В его расстройство множественных личностей веришь с первых минут, забывая, что перед нами игра высококлассного актера. Отсюда вытекает вторая тема, которой хотелось бы посвятить больше времени своего повествования.
Вторая тема, это вопрос, который невольно задаешь себе после просмотра фильма, где та самая тонкая грань между нормой и патологией и существует ли она вообще?
Давайте вспомним направление, развившиеся в 60-е-70-е года прошлого столетия - антипсихиатрия. Итак, смысл антипсихиатрии был в том, чтобы обратить внимание граждан на жесткие методы работы психиатров и поставить под сомнение биологическую составляющую всех болезней, с которыми борются психиатры. По мнению антипсихиатрии, не существует больных людей, есть люди с особенным мышлением или видением мира. Цель антипсихиатрии и по сей день остается - уничтожение клинической психиатрии в принципе, уничтожение всех клинических больниц.
Я не уверен, что режиссер ставил отсылку к течению антипсихиатрии, но если ставил, то у него получилось весьма убедительно. Во время просмотра фильма тебя не покидает мысль, а что если это и есть супергерои? Что если бороться с их недугом ненужно и это вовсе не недуг, а особенность наших героев? Ведь когда-то наш главный герой был обычным мальчиком Кевином, но на свет появился Зверь, обладающий невероятной физической силой и, прошу заметить, без всякой фантастики, он переворачивает машины и лихо расправляется с тремя охранниками. Но в сопротивление, нам ставится другая позиция, позиция психиатров, что наши герои не просто больны, но и социально опасны, им требуется неотложная помощь и всему, что они делают, есть логическое объяснение. Мы вспоминаем историю мальчика Кевина, который страдал от авторитарной матери. В связи с печальным опытом, у Кевина расщепляется личность на 24 отдельных личности, присутствующих в его сознании, и борющихся за свет, чтобы явиться миру.
А теперь, попробую ответить на свое вступление о нежелании изначально смотреть этот фильм, дело в том, что герой фильма, явившийся на свет взят за основу из весьма занимательной и увлекательной, а главное, существующей истории книги Дениела Киза 'Таинственная История Билли Миллигана'. Эта книга задает нам еще один вопрос, а существует ли вообще расстройство множественных личностей? По сей день идут жаркие споры и 50% людей не верит в данное расстройство и утверждают, что у Билли Миллигана были непревзойденные способности актерской игры. Тут же вспоминаем Джеймса МакЭвоя, которому удалось на 'отлично' сыграть персонажа с расстройством множественных личностей. Значит, сыграть 24 личности человек способен? Тогда, возможно, что расстройство, которое по мнению психиатров, может быть опасным для социума, вовсе не опасно, а это просто замечательная игра преступника и мошенника?!
Таким образом, желал того или не желал главный режиссер и сценарист М. Найт Шьямалан, но его фильм получился историей о продолжении феномена антипсихиатрии, где мы снова задаемся вопросом, где та самая тонкая линия между нормой и патологией и идем совсем дальше, а существует ли эта самая пресловутая линия вообще?
Фильм рекомендуется к просмотру для тех, кто любит задать тон для философских споров в большой компании и добраться до истины.
Мне показала данная картина, что не всегда 'нежелание смотреть фильм', ставшее невольным 'желанием' - это плохо. Иной раз стоит посмотреть, чтобы открыть в себе новую мысль, новый философский спор о вечном...
8 из 10