Осколки ШьямаланаАристотель утверждает, что человек не может изменить прошлое. Усиливая свой тезис, он приводит слова трагика Агатона, что и боги этого сделать не могут. Найт Шьямалан, слепив из того что было фильм про «богов» среди людей, переплюнул всех: и трагиков с философами, и богов с людьми. Своим «Стеклом» он сумел постфактум испортить сразу два своих фильма, «Неуязвимого» и «Сплит». Новый фильм Шьямалана безусловно плох.
Объединив две смелые драматические истории о простых людях, которые совсем не такие как все, Шьямалан сделал плоский фильм о латентных супергероях и противостоящей им секретной организации. «Стекло» силится выдать запутанную историю, но каждый ее поворот очевиден; задает сложные экзистенциальные вопросы, ответы на которые знают уже все. С первого взгляда очевидно, что доктору Стэплу нельзя доверять, а мистер Стекло всегда имеет запасной план. Может ли детская травма служить безусловным оправданием наших поступков? Нет, потому что каждое решение мы принимаем здесь и сейчас. И драма, и философия «Стекла» настолько на поверхности, что в конце фильма начинаешь недовольно ерзать.
Персонажи «Стекла» такие же плоские. В этом смысле, и актерам предъявить что-то сложно. Брюс Уиллис, удивительным образом, с годами только хорошеет, но его Дэвид Данн – это какой-то недоделанный Доктор Манхэттен. Сэмюэл Л. Джексон, кажется, устал до овощения от ролей суперлюдей без суперспособностей. Джеймс МакЭвой, конечно, хорош, но его легион, в сравнении со «Сплитом», превратился в какой-то бессмысленный класс коррекции. А родные да близкие главных героев фильма в исполнении Ани Тейлор-Джой, Спенсера Трита Кларка и Чарлэйн Вудард – вообще какое-то комическое трио, случайно забредшее на съемочную площадку.
Зачем этот фильм – непонятно. Шьямалан не просто оставил возможность, а напрямую заявил о желании построения новой супергеройской вселенной. Только эта вселенная никому не интересна, потому что она двумерна. А самое неприятное, посмотрев «Стекло», невозможно будет пересматривать щедрые на идеи «Неуязвимый» и «Сплит». Хочешь не хочешь, их придется вписывать в новый контекст.