Новый Марвел и его (не)героиФильм 'Стекло' является сиквелом двух предыдущих довольно успешных проектов режиссера М. Найта Шьямалана: 'Неуязвимый' и 'Сплит'. Подобный потенциально амбициозный кроссовер возбуждает у зрителя, знакомого с 'Вселенной', желание узнать, как же смогут существовать в одном сюжете Дэвид Данн, Мистер Стекло и, назовем его так, 'Кевин и Ко', а несведущих зрителей вполне могла зацепить активная реклама и знаменитый актерский состав.
Но стоит ли фильм просмотра в действительности?
О сюжете
За основу взята идея о том, что же будет, если смешать главных героев двух успешных фильмов в одном, и заставить их рассуждать о вероятности того, что они
супергерои. Может ли быть суперсилой один лишь разум, особенность тела или психическая болезнь, подкрепленная твердой и непоколебимой верой?.. Звучит супер амбициозно, не так ли? Не совсем.
Не смотря на все уважение к Шьямалану и любовь к его двум предыдущим работам (в особенности 'Сплита'), такой идее нужна очень хорошая и аккуратная проработка, коей не было дано в полной мере. Фильм кажется сыроватым, персонажи где-то не до конца понятны, их действия притянуты, а некоторые решения оказываются иррациональными.
В целом, фильм немного тянуч. После яркой и живой завязки фильм теряет обороты и больше такого темпа не набирает, что не очень хорошо для восприятия зрителем кульминации (и в общем-то, регулярно случается в последнее время).
Хотя, пожалуй, все это не так существенно, и меркнет на фоне главной ошибки: любое упоминание о комиксах и их канонах выглядит как попытка оправдать скудную фантазию и банальность фильма ссылкой на 'Это не мы, это комиксы'. После этого кажется, что стоило бы вовсе изъять супергеройскую концепцию из фильма и оставить таких людей, такие события и такую психиатрическую больницу.
О персонажах
Нам уже представилась честь познакомиться с персонажами, узнать их историю, характер, цели, чтобы в этом фильме они... не получили никакого развития.
Весь прогресс во внутреннем мире этих персонажей закончился тем, что нам раскрыли их отношения к вере (очень осторожно хожу по лезвию, чтобы не забросать спойлерами, хотя хочется объяснить более конкретно)
Дэвид Данн продолжает рефлексировать, мистер Стекло продолжает быть классным и эффектным супермозгом, а заявление, что нам расскажут о всех 24-ех личностях разлетелось в прах... Даже стариков, знакомых нам еще со Сплита, как-то скомкали, а замечательному Дэнису едва дали по экрану пробежать с парой фирменных фраз и коротеньким монологом о своем отношении к происходящему... очевидно, просто, чтобы было. В итоге, за всю команду диссоциативного расстройства идентичности отдуваются как всегда прекрасный Хэдвиг с Патрицией (которая, пожалуй, была лучше всех проработана в противовес своему образу в Сплите). Хорошо еще, что Зверь не отобрал все экранное время, как предполагали наиболее пессимистичные из нас, но сам по себе он стал... не такой, каким был, мягко говоря. Хотя зачатки мысли о том, как одни личности защищают другие, и это их первостепенная задача, были, и были действительно хороши, но вновь не получили развития.
На самом деле, по мотивам и истории, эти персонажи имеют такую яркую голливудскую супергеройскую окраску, что с минуты на минуту можно ожидать, как прибежит Хью Джекман с голым торсом и всех спасет. Однако, сам факт того, что ни 'героям', ни 'злодеям' не дают точно положительной или отрицательной характеристики, делает их менее фарфоровыми, и зритель даже начинает верить, что такие люди могут существовать (что принципиально важно для этого фильма)
Об актерах
Пожалуй, на вопрос о том, есть ли в этом фильме что-то действительно идеальное, можно ответить только: 'актерский состав'.
Старина Брюс, которому уже, к слову, давно не сорок, все еще в состоянии произвести впечатление хорошего актера, колоритного мужчины и настоящего 'крепкого орешка'.
Касательно Сэмуэля Лероя Джексона можно сказать, что он будто стал лучше играть. То ли его персонаж получил больше эмоциональных сцен, то ли актер дубляжа получил актерское образование, но кто-то что-то явно получил, сделав мистера Стекло действительно впечатляющим и очень интересным эмоционально.
Теперь о главной звезде этого фильма. Я, конечно, этого актера безумно люблю и боготворю и, в общем то, решение пойти на Стекло было принято только из-за его невероятной работы в Сплите, но в этот раз старалась непредвзято относиться к нему и его игре. И все же он пробил меня на слезу. Сказать, что Джеймсу МакЭвою тесно в этом фильме - ничего не сказать. Но он, кажется, научился глядеть в таких проектах больше на бизнес-сторону и играть не сильно больше, чем его просят. Он как всегда очень точно и деликатно передает особенности поведения, характер и чувства своих персонажей. Всех: и женщин, и детей, и мужчин, и животных, что в очередной раз выделяет его как разнопланового актера. А мимические морщины, все более выступающие с годами, делают его игру еще ярче и неповторимее, так что, когда на сцену выходит Джеймс, зал (я говорю исключительно о том, на что обратила внимание) буквально замолкает и примагничивается к экранам. Очень яркий и харизматичный актер.
Единственный член каста, кто немного омрачает картину - преемница Кристен Стюарт в Сумерках - Аня Тэйлор Джой. Эта девушка еще в первой части показала, что неплохо играет глазами и интонацией, но ее фарфоровое лицо выглядит так, будто она пытается играть, но к ее затылку прилепили лилипута, который стягивает на себя ее лицо, не давая бровям сдвигаться, губам кривиться и, в общем, делая из нее довольно симпатичную девушку, но актрису не совсем того уровня, как ее коллеги. В общем, дать ей появиться для галочки было можно, но зачем давать большую роль в фильме - решительно не понять.
В общем, команда из трех невероятных и давно известных актеров во главе с Джеймсом МакЭвоем, который не на шутку заводит зал, делают этот фильм куда лучше, да и новенькие в касте тоже очень даже прилично справились. Ну и, конечно, Аня Тэйлор Джой, она же такая клааассная, да...
В общем, фильм расскажет вам о том, как Шьямалан решил создать нечто наподобие Марвела, смешав в одном коктейле психическое расстройство, высокий коэффициент интеллекта и твердые кости с твердыми моральными устоями, да еще добавил туда немного классической лавстори, абстрактной морали и крутых мужиков в плащах (в прямом и переносном смысле этого слова). И фильм, пожалуй, стоит просмотра, просто чтобы понять, что это такое, когда супергерой - всего лишь не совсем обычный человек.
6,5 из 10