Вдребезги стеклоАмериканский режиссер индийского происхождения Манодж Нелльятту Шьямалан, в широких кинематографических кругах известный больше как М. Найт Шьямаллан, - персона по-своему занимательная. Заявив о себе несколькими великолепными картинами в жанре триллер – «Знаки», «Шестое чувство», «Таинственный лес» - он мог бы стать легендой при жизни, но умудрился несколько раз обесценить собственный режиссерский вклад чередой провальных работ - «Девушка из воды», «Явление» и «Повелитель стихий» сегодня вряд ли сыщут большую фанатскую базу.
Последним фильмом в карьере Найта, который заставил о себе говорить, стал «Сплит» - вольная интерпретация романа Дэниеля Киза «Таинственная история Билли Миллигана» о молодом человеке Кевине Крамбе (Джеймс МакЭвой), страдающем острым расстройством идентичности. По словам режиссера, «Сплит» задумывался им давно, как часть общей истории, начатой еще в 2000 году лентой под названием «Неуязвимый». В прокате, «Неуязвимый» прошел почти незаметно, при том, что главную роль в картине исполнил тогда уже известный и любимый многими Брюс Уиллис. Сегодня принято считать, что «Неуязвимый» предвосхитил моду на супергероику и вышел чуть раньше, чем следовало. Найт Шьямалан умудрился при достаточно скромном бюджете препарировать тогда еще только формирующийся жанр, который сегодня приносит голливудским студиям миллионы зеленых президентов. Кассовые сборы шьямалановской камерной супергероики оказались настолько скромными, что о съемках задуманной режиссером трилогии мечтать не приходилось, зато спустя 16 лет, когда парни в трико стали заметным и весомым элементом массовой культуры в кино, предприимчивый индус вернулся к своей давней мечте. Что удивительно, «Сплит», события которого разворачиваются в той же кинематографической вселенной, что и события «Неуязвимого», не похож на супергероику. Шьямалан здесь играет на уже освоенном и любимом им поле триллера, и делает это со свойственной себе изобретательностью. И лишь последняя сцена делает красивый и неожиданный жест ранней работе режиссера, намекая на взаимосвязь героев Брюса Уиллиса и Джеймса МакЭвоя.
Третья часть стала лишь вопросом времени. Неожиданный успех «Сплита» развязал Шьямалану руки и позволил, наконец, объединить персонажей двух своих картин в общей истории, столкнуть лбами условного Героя и традиционного Злодея в масштабном противостоянии. Как итог родилось «Стекло».
В мире Дэвида Данна и Кевина Крамба прошло три недели с инцидента в зоопарке, когда злодей Орда убил троих человек и сбежал, оставив в живых единственную девушку – Кейси Кук (Аня Тэйлор Джой). Дэвид Данн вместе с выросшим сыном Джозефом (Спенсер Трит Кларк) патрулирует улицы Филадельфии, надеясь выйти на след Орды, и когда это все-таки происходит, герой и злодей оказываются схвачены и помещены в психиатрическую лечебницу под надзор доктора Элли Стэйпл (Сара Полсон), специализирующейся на людях, уверенных, что они супергерои. Вместе с Дэвидом и Кевином в этой же клинике отбывает срок Элайджа Прайс (Сэмюель Л. Джексон) – гениальный террорист в хрупком теле, пораженном несовершенным остеогенезом, который делает кости в теле ломкими. Прайс уже сталкивался с Дэвидом, в котором он видит истинного сверхчеловека. Но теперь, когда в клинике оказался и человек с множеством личностей, одной из которых является сверхъестественный Зверь, Элайджа Прайс понимает, что это его шанс вновь заявить людям о супергероях. Даже если для этого придется заручиться поддержкой чудовища и поднять на уши весь город.
Градус ожидания финальной главы шьямалановской киновселенной был велик. Столкновения Дэвида и Кевина некоторые ждали с ничуть не меньшим воодушевлением, чем последних «Мстителей», а потому ошибиться было нельзя. На кону вновь оказалась режиссерская репутация, которую нельзя было подмочить после успеха «Сплита». Но М. Найт Шьямалан, наверное, не был бы собой, если бы выпустил два добротных фильма подряд. И если «Неуязвимый» и «Сплит» в чем-то обогнали свое время, то «Стекло» стал запоздалым приветом из 2000-х.
Казалось бы, все присущие Шьямалану атрибуты на месте – неторопливое повествование, вязкая атмосфера, интересные визуальные решения и минимум компьютерной графики, однако, в ходе просмотра невольно возникает мысль, что что-то во всей этой формуле не работает. Кажется, что режиссер так увлекся собственной идеей и желанием покопаться в психологии супергероев, что совершенно упустил из внимания сюжет и сдался на милость условностям и художественным допущениям, благодаря которым герои оказываются все в одном месте и происходит то, что происходит. Но главную ошибку Шьямалан допускает, когда пытается обесценить все придуманное им в предыдущих фильмах путем психоанализа, дескать, ребятки, вы все это себе насочиняли в голове, вы вовсе не неуязвимы и по стенам ползать не умеете. И – вот ведь чудеса по Фрейду! – герои послушно верят тому, что они и в самом деле ничего этого делать не умеют, забывают о том, что еще недавно швырялись столами, рвали цепи и прошибали голыми руками бетонные стены, после чего печально рефлексируют наедине с собой. Понятно, что режиссер хотел создать некий внутренний конфликт, но зачем делать его настолько топорно, в лоб, выставляя героев полными имбецилами на поводу у милого психиатра, недолюбливающего комиксы?
Второй слабой стороной «Стекла» становится опять же недопонимание режиссера, что именно он хочет снять. Если «Неуязвимый» - это жанровое кино на стыке триллера и драмы с ноткой пресловутой супергероики, а «Сплит» - почти хоррор, то «Стекло» пытается расположиться сразу везде, но, как результат, не находит себе места вообще нигде. Для супергероики картина слишком неторопливая и грешит невнятным скучным экшеном, для триллера – маловато саспенса, а для хоррора – пугающей атмосферы, какую создавал Зверь в «Сплите». Это при том, что сам МакЭвой и все его личности на месте, и шотландец отыгрывает с ничуть не меньшим мастерством, чем в «Сплите», а местами даже прыгает выше головы.
Вообще, актерский состав «Стекла», наверное, главное достоинство в целом средней ленты. Уже упомянутый перформанс МакЭвоя интересно наблюдать, радует харизмой Сэм Джексон в качестве амбициозного калеки с замашками мегаломаньяка, пытается быть убедительной Сара Полсон. И только Брюсу Уиллису, кажется, нечего играть, и он пришел на съемки веселья ради, да чтобы тряхнуть стариной. Глядя на всех этих замечательных актеров, невольно ждешь какого-то чуда или крутого действия на экране, но, к сожалению, вновь срабатывает синдром завышенного ожидания, и зритель получает невнятный пшик и горькое послевкусие от нереализованного в полной мере потенциала.
Резюмируя все вышесказанное, хочется призвать вас не портить себе впечатления от первых двух частей трилогии, если они пришлись вам по душе, и просто проигнорировать «Стекло», как явление. Эпического столкновения сторон у Шьямалана все равно не получилось, а верящих в его режиссерский талант осталось очень мало. В конце концов, определенная недосказанность «Неуязвимому» и «Сплиту» всегда шла на пользу, и финал, который обесценивает то, хорошее, что продемонстрировали обе эти картины, вам совершенно точно не нужен.
6 из 10