Самый корректный способ описать «Поездку в Америку 2» – сказать, что не всё так… плохо? Действительно, довольно слабая похвала, но легко понять ожидания публики: во-первых, оригинальный фильм был комедийным кладезем, хотя и базировался на культурных ценностях, далеких от современных, а уж тем более российских, реалий, а во-вторых, сиквелы с большими перерывами между частями (а 33 года разницы можно назвать очень большим перерывом) редко работают. Следует отдать должное оптимизму Эдди Мерфи и его творческой команды: «Поездка в Америку 2» дерзко проходится по набившей оскомину политкорректности, содержит в себе десятки удачных гэгов, но в целом кинопроизводство ощущается устаревшим, неловким и попросту ненужным в контексте первой части.
Сюжет сиквела заставляет вспомнить вовсе не оригинальный фильм, а скорее другой проект с Эдди Мерфи – «Поменяться местами». По сюжету второй части принц Аким становится королем после смерти отца. Тут же герой сталкивается с кризисом: генерал Иззи, диктатор соседней страны, угрожает вторжением, если их государства не скрепят союз династическим браком. Проблема в том, что у Акима и его жены Лизы только три дочки: принцессы Мика, Омма и Тинаше. Ходят слухи, что у Акима ещё есть внебрачный сын, мать которого он, извините, оплодотворил своим «королевским семенем» во время посещения Нью-Йорка более тридцати лет назад. У Акима проснулись отеческие чувства, так что он и его верный помощник Семми возвращаются в Куинс.
Первая часть «Поездки в Америку» ориентировалась на другой культурный код – согласитесь, что в 1988-м понятия о комедии были иным. Эдди Мерфи, создавая продолжение, очевидно, хотел учесть изменения в мейнстриме. Например, одной из важных сюжетных линий становится борьба с проклятым патриархатом в их вымышленной стране Замунда. Подобное просвещение, вероятно, не было бы расценено проницательным в 1980-хх. Общая идея, к которой сиквел мягко подводит, т.е. «любовь побеждает всё», вообще размазывает комедийный потенциал, а наличие большого количества подсюжетов, добавленных ради возможности вставить пару достойных шуток, загромождает сценарий и уменьшает романтику, из-за чего многие любовные аспекты «Поездки в Америку 2» выглядят надуманными. Таким образом, фильм не работает по части морального и юмористического направлений, так что сценарий гораздо проще, чем хочет казаться.
По большей части сценарий второй части опирается на знакомые приколы, почти дословно повторяя наиболее забавные сцены из оригинала. Тем не менее, контекст изменился и это заметно: пародия на McDonald’s, например, теряет остроту, хотя забавно видеть чернокожего клоуна в замунданском ресторане быстрого питания. Что касается юмора в целом, то следует помнить статус Эдди Мерфи: на момент съемок оригинального фильма он был стендапером с довольно хлестким чувством юмора, а сейчас Мерфи – комик, известный прежде всего за семейные фильмы вроде «Шрека». Таким образом, уровень жесткости «Поездки в Америку 2» намеренно понизили, из-за чего шутки, которые по задумке должны быть на грани фола, стали безвкусными. Скорее комедия в сиквеле работает именно в своей метатекстуальной форме: учитывая то, какими ранимыми, оказывается, являются чернокожие после смерти их иконы Джорджа Флойда, многие шутки в «Поездка в Америку 2» могут выглядеть расистскими и оскорбительными, но оттого не менее смешными.
Ключевыми вопросами, которыми может задаться зритель при просмотре, являются комедийные навыки Эдди Мерфи. Не растерял ли он их спустя годы? Актер остается по-прежнему энергичным, но видно, что актер уже подустал: хотя его таланты не поддаются сомнению, зачастую шутит актер невпопад. Кажется, Мерфи добровольно уступает место ведущего актера, несмотря на то, что это фильм, вроде как, должен быть его бенефисом. Зачастую, особенно с точки зрения сюжета, герой Эдди является лишь сторонним наблюдателем событий, а во всей красе он появляется лишь ближе к финалу. Вот кто крадёт зрительское внимание, так это Уэсли Снайпс, который продолжает серию нестандартных ролей, достающихся ему после выхода из тюрьмы. В этом случае он играет как раз того самого тирана из соседней страны. Также порадовало появление Моргана Фримена в забавном камео.
Если в принципе существует фан-база «Поездки в Америку», то сиквел вызовет споры. Ортодоксальные поклонники будут придираться ко всему: хотя бы к тому, что большая часть действия происходит в Замунде, а не в США; а другие фанаты, наверняка, нарекут сиквел достойным продолжателем идей оригинала в плане шуток «для своих» – это чуть ли не комедийная версия «Черной пантеры»! А вот при подходе с кинокритической точки зрения, видно, что оригинал совсем не чтят: концептуальная сила «Поездки в Америку 2» слаба, а по-настоящему искрометный юмор строится на довольно радикальной вещи – высмеивании создания сиквела спустя 30 лет; постирония как она есть. Целевая аудитория будет озадаченно чесать затылки, ведь причины создания сего фильма туманны: он всё равно достаточно забавен, чтобы рекомендовать его к просмотру, особенно если понимать, кто эти герои на экране, но в более широком смысле из всех проектов, к которым престарелый Мерфи и его компания могли бы сделать продолжение, «Поездка в Америке», кажется, имеет минимальный юмористический потенциал, как демонстрирует этот фильм.
6 из 10