Ядовитое человеколюбиеСитуация в современном российском кино сильно напоминает 80-е года в Советском союзе — с одной стороны нацеленность на чугунную «традиционность» c самоизоляцией, с другой — очевидная необходимость реформ, существования в актуальном информационном пространстве и скука, скука, скука.
Настоящие 80-е в своё время привели к Перестройке, как к некому компромиссу между желаемым и более-менее возможным, а после и к молниеносному коллапсу огромной страны и целой эпохи.
Наблюдаемая нами и вышедшая на свой новый виток в 2014 году мини-эпоха современной России ошибок предшественников не допустила и к экспериментам с синтезом несинтезируемого приступила куда оперативнее. Одним из первых это веяние почуял обласканный российской властью режиссёр Фёдор Бондарчук и ещё в 2017 году выпустил научную фантастику «Притяжение», что рядилась в одежды чуть ли не интеллектуального гуманизма, а по сути (соответственно линии Партии) высказывалось на актуальные темы уличных противостояний и ответственного ярма Армии России. Несмотря на значительные достижения в прокате — как российском, так и общемировом, оценка зрителей и критиков оставляла желать лучшего — рейтинг 5,6 на Кинопоиске, 36% «свежести» на сайте Rotten Tomatoes.
Прошло три года. Режиссёр Бондарчук хулителям не внял, и «Вторжение» стало прямым потомком «Притяжения» не только сюжетно, но и касаемо идеалистической направленности и художественного уровня. Яблоко от яблони, как говорится.
Уже открывающие титры демонстрируют нам основные характеристики предстоящего зрелища: дорого, но безвкусно и вычурно. Полуживую задумку пытаются реанимировать засчёт надоедливых кульбитов камеры, компьютерной графики (чаще всего — неуместной) и строящих страшные глаза артистов.
Сценарий Олега Маловичко (одного из самых «жанровых» российских кинодраматургов) пестрит проблемами: это и логические провалы, и невыполненные сюжетные обещания, и откровенная неубедительность (к примеру, модный бородатый айтишник, за две минуты взламывающий сложную сеть международных спутников) и целый ворох ненужных сцен.
Все эти проблемы создатели грубо (и не очень умело) присыпают голливудскими приёмами двадцатилетней давности (среди откровенной кальки — практически скопированная из «Титаника» сцена с капитаном, не покидающим гибнущее судно).
«Вторжение», однако, старательно делает хорошую мину и даже пытается казаться изобретательным, новаторским фильмом — его даже зачем-то выпустили с нестандартным соотношением сторон изображения 2,66:1. Жаль, что сама картинка (не в последнюю очередь — из-за искусственной затемнённости и скучной цветокоррекции) всё равно больше напоминает любительский ролик молодого фильммейкера.
Кроме того, как и в случае с оригинальным «Притяжением», съёмки продолжения зачем-то проходили под грифом строгой секретности — как будто у них там «Мстители» или новый Тарантино, честное слово.
Не получается из «Вторжения» и крепкой драмы, так как из-за картонного сценария артистам просто нечего играть. Главные герои «Вторжения» — в исполнении Ирины Старшенбаум, Олега Меньшикова и Риналя Мухаметова раздражают с первой до последней минуты, зато на их фоне куда выгоднее выглядят новый персонаж в исполнении Юрия Борисова и, конечно же, Александр Петров, героя которого авторы (снова неизвестно — зачем) подвергли, по сравнению с первой частью, существенным внешним изменениям. Петров, впрочем, с самодурством создателей справился и работу выполнил на отлично.
Впрочем, как и любому дорогому жанровому полотну, «Вторжению» есть, чем похвастаться. В фильме найдётся несколько весьма удачных кадров, а художники, как и работники прочих технических цехов, с работой справились весьма достойно.
Однако о всяких технических достижениях «Вторжения» забываешь довольно быстро — ведь если бы сомнительный профессионализм авторов был единственным, в чём можно его обвинить.
Любой патриотический или квази-патриотический фильм (как бы кто ни старался переубедить, «Вторжение» — именно такое кино) можно разрезать на две составляющие — искренность/правдивость и талант/профессионализм. Как минимум одно из колёс в таком велосипеде обязано крутиться (к примеру, культовый «Брат 2» по сути был и остаётся наивной, надуманной и даже глуповатой сказкой, но, благодаря таланту делавших это кино людей, феномен этого фильма известен на наших просторах всем).
Что касается «Вторжения», то тут пронзительно скрипят и периодически отказывают оба колеса, а в движение этот нехитрый аппарат пытаются привести с помощью кувалды ценой в несколько десятков миллионов долларов. Одним словом, получается и лживо и бездарно одновременно.
Стороны Добра и Зла во «Вторжении» обозначены с пугающей чёткостью: за Свет отвечают практически безмолвный народ, Министерство обороны и влюбившийся в землянку инопланетянин. За Тьму — митинги (ах, как вовремя подвернулись летние события в Москве!), современные технологии и невидимый злодей по имени Ра — безэмоциональный инопланетный разум, действующий исключительно из сухой целесообразности.
Последний, кстати, так и вовсе работает как собирательный образ мистического и страшного иностранного агрессора, безликого и невидимого внешнего врага, который ещё до начала «честной» оккупации раскачивает ситуацию в стране при помощи провокаций, обмана и, естественно, Интернета (один из самых ироничных кадров фильма — передовица газеты «Комсомольская правда», призывающая не доверять цифровым источниками информации). Такое изощрённое иностранное вмешательство вызывает ворох страшных последствий — теракты, фейковые новости в соцсетях, митинги (они, разумеется — результат саботажа отечественного Интернета) и прочее.
Сотрудники Вооружённых сил же представляют собой честь, достоинство и совесть нации, а если и совершают предосудительные поступки — то только по вине врагов.
Кстати про Министерство обороны — благодаря всё тем же противным соцсетям стало известно, что на сеансы «Вторжения» принудительно сгоняют солдат срочной службы.
Фильм Бондарчука в итоге вроде и выступает против оружия, войны и эскалации конфликтов (даже мантра про «Можем повторить» тут не приветствуется), и ратует за спасение близких и охрану окружающей среды (кому, как не России поэтизировать дикую природу и демонизировать воинствующий прогресс), но делает это с настолько мерзким подлогом, что создателей, кроме откровенной халтуры, можно смело обвинять в гражданском конформизме и элементарной подлости — их силами было изобретено и воспето некое Ядовитое человеколюбие, специальное издание гуманизма, скорректированное под нужды и реалии сегодняшней России.
«Вторжение» отчаянно пытается усидеть на двух взаимоисключающих стульях, соединить патриархальные ценности с современным сеттингом и фантастическим сюжетом. Прямо как инопланетянин Хэкон, что никак не научится общаться с землянами, зато имеет стильную причёску и модельную небритость.
Неизвестно, что должно произойти, чтобы Бондарчук-младший смог выдать работу уровня собственного дебюта — весьма неплохой «9-й роты». Возможно, привести к этому сможет только выдворение постановщика с кинематографического «Олимпа» московского Кремля и возвращение того к честному ремеслу.
4 из 10