Истории со смыслом, заплетённые в сюжет'Если когда-нибудь ваша душа жаждала любви и упоения, в театре эта жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете..' В. Г. Белинский
За что мы любим людей? Конечно же, за их предсказуемость. А вот с сериалами, особенно драматическими, ситуация противоположная. Мы ценим в них интригу, и чем дольше автору удаётся её сохранить, тем увлекательнее вырисовывается сюжет. Фабульная интрига - один из козырей сериала, потому что даже к завершению первого сезона остаются серьёзные вопросы, на которые авторы не спешат дать ответ своему зрителю. Сюжетная линия картины напомнила мне молекулу поликарбоксилата, где от длинной основной сюжетной цепи расходятся второстепенные боковые цепи, похожие на зубья расчёски. И именно благодаря этим боковым сюжетным ответвлениям от серии к серии авторы постепенно расчёсывают главных персонажей, накидывая красок на их портреты.
Погружаясь в перипетии картины я в очередной раз удивился высокому техническому уровню на котором снят сериал. Как и любая книга сериал начинается с обложки, и следует отметить, что обложка у данного проекта очень яркая, стильная и запоминающаяся. Но, памятуя о пословице, будем судить не по обложке, а по делам. Визуальная составляющая сериала сразу притягивает взгляд выверенными ракурсами съёмки, переменной глубиной резкости пространства в кадре, сочными цветами и конечно же игрой света и тени. Возможно, не идеально, но очень хорошо, потому что глаз мне картинка ни разу не резанула, так же как и работа звукорежиссёра. Саундтрек атмосферный, вопросов нет. Собственно, благодаря этой гармонии изображения и звука и возникает притяжение, заставляющее преодолеть первоначальную антипатию к сериалу, вызванную образом главного действующего лица - психолога-провокатора Артёма Стрелецкого. Да, поначалу он даже немного омерзителен, отталкивает своим внешним видом и поведением, но это же тоже своего рода провокация, а значит нужно выждать и приглядеться получше. Справедливости ради нужно сказать, что Максим Матвеев отлично справился со своей ролью, пронеся сквозь всю картину отталкивающее обаяние своего героя. А ещё, я поймал себя на мысли, что в этой работе он очень приблизился к Константину Хабенскому, которого я считаю лидером в части получения по морде лица за единицу эфирного времени. Ещё чаще на моей памяти били только участников программы 'Окна' с Дмитрием Нагиевым.
Что касается актёрской игры, то я бы назвал её второй сильной составляющей картины, потому что сложно выковырять из памяти персонажа, которому с порога хотелось крикнуть 'Не верю!'. Мощный, сбитый образ отца-тирана, отлично сыгранный Игорем Костолевским и знакомым мне по старым фильмам 'Гараж' и 'Тегеран-43', таинственный образ бывшей супруги и конечно же вельветовый образ лучшего друга в лице Романа Маякина, который после этой роли выстрелил и в сериале 'Порт'. Отдельно стоит упомянуть Викторию Маслову, которой удалось сыграть роль роковой пациентки, да так, что после просмотра первого сезона знаменитая фраза Виссариона Белинского 'Любите ли вы театр так, как люблю его я?' вспыхивает новыми красками и пробуждает улыбку на лице.
Думаю, вы уже догадываетесь, что третьей составляющей успеха стали диалоги, ведь представить себе красивую актёрскую игру без ярких и наполненных смыслом диалогов просто невозможно. Этот момент в очередной раз приятно удивил меня в отечественном кино, которое изначально строилось на игре слов и интонаций, а в определённый момент просто охрипло и потеряло голос. Приятно видеть возрождение отрасли.
Главная же проблема сериала и весь негатив со стороны профессионального сообщества конечно же связаны с главным героем, а точнее с оценкой его профессиональной деятельности. Отвращение, непринятие образа и его поведенческой модели, нелепость некоторых сюжетных историй с пациентами, притянутость за уши в некоторых моментах… Всё это в какой-то степени бросает тень на профессию психолога, которую и без данной картины мало кто воспринимает в нашей стране всерьёз. Признаюсь, что ряд историй даже меня огорошил своим идиотизмом. Конечно, мне сложно объективно оценить данный жанр, потому что всё моё общение с психологами ограничивается лишь одной встречей, да и та, к слову, прошла в номере отеля, а не в рабочем кабинете врача. Так что я не буду лезть в эту кухню и обсуждать уровень лжи о профессии и отсутствие здравого смысла в сериале. В жизни вообще нет смысла, он есть в историях. И вот этим 'Триггер' и цепляет своего зрителя, перенося его в выдуманный мир, а как вы знаете: весь мир – театр, а люди в нем – актёры. И мне кажется, авторы сериала это прекрасно понимали, ведь отсылки к театральной сцене присутствуют в каждой серии.
Поскольку данный сериал я рассматриваю только как набор историй, связанных единой цепью, то и вердикт мой будет суров, но справедлив. Снят сериал на высоком техническом уровне, актёрский состав достойный, а сюжетная линия разветвлена ровно настолько, чтобы вы не сошли с ума, но и не могли безошибочно вычислить главного антагониста картины даже к концу первого сезона.
И пускай в нём многовато фантастики и немало условностей в сюжете, но, ведь как сказал один персонаж в 14 серии: 'Я хочу, чтобы всё было просто и понятно!'. А с этим сериал справляется на ура! Да и не только с этим, ведь наличие здравого смысла в его многочисленных историях подводит нас к парадоксу чтения, которое уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. Думаю, старине Фрейду это бы понравилось.
В сухом остатке 'Триггер' запомнится мне красивым сюжетом, загадкой числа 16, добротными 'психами', вдумчивыми диалогами, многочисленными отсылками к философии Фрейда и конечно же концовкой третьей серии, пронзительной и яркой как пламя огня, несущее очищение всему живому и неживому.
Что бы она не сказала,
Что бы я не ответил ей
Времени осталось мало
Время говорит скорей!
И что бы она не скрывала,
И какой бы я ни был гад
Ей хочется остаться рядом
Я кажется этому рад.
8 из 10