ОпалённаяРазгоравшейся лучиной в фильме — роль в исполнении Виталия Соломина. Искрящаяся вспученность скорого, быстрого на ноги как молодой заяц бойца, выписывающегося из госпиталя после ранения. Сияющий блеск в глазах и абордажные страсти на танцевальной площадке. Ретивое нетерпение переступающего с ноги на ногу коня, храпящего пышущим здоровьем. Езды и галопа требует незаматерелая плоть, партнёрша нужна, чтобы отереть сгустки пены после мучительных взбрыкиваний нетерпения. Искреннее желание любить и быть любимым отпечатком. Вот таков портрет нашего пращура отправляющегося с ближайшим эшелоном на фронт. Драться. Добивать гадов. Вершить Победу.
А в партнёршах Тамара Сёмина. Сестра Милосердия. Красный крест на рукаве, бинты со шприцами в подсумке. Шустрит ногами, озаряет лицом, хранит охраняя. Удивительна. Однако встреча их предопределена. У войны свои предпочтения. Предопределена как у рядового Жени Колышкина со связисткой полка Женей Земляникиной в «Жене, Женечки и «Катюши», тем более что и старшина здесь всё тот же. Это потом он уже вышел в капитаны (актёр Георгий Штиль). Но короток миг счастья выкраный у буден смерти. Здесь вся гладь для двоих водопадами и перекатами, изгибами быстрины. Разбить, расшвырять, искорёжить способно в любую минуту. Шальная ли пуля тому виной или снайперский глазок прицела «кукушки», мина или разрыв снаряда, пулемётная сечь огня, смертоносный осколок…
И вновь танцплощадка. Несколько лет прошло, как отгремели бои. Страна зализывает раны. Оплаканы не вернувшиеся. Музыка шелестом на платья и на костюмы, под ноги и в сердца. И счастья переливы в хлопотах — найти суженого, обретя стройность, воссоединиться, заглушив муки плоти. С разговорами о малом количестве мужчин и пирожным из коммерческого ресторана, и вкус чахохбили как диковинная невидаль из иной реальности. Жить, жить, жить. Хочется жить. Появление Принца совершенно неожиданно. Тот ли это человек, который предназначен судьбой? С ним ли дорога в райские кущи? Красив, хорош собой, надёжен. Но он ли это? Нет чувства, нет страсти, нет любви…
Морское побережье спустя ещё двадцать лет. Как виноградная лоза обвивает свою спутницу кавалер в капитанской фуражке. Как когда то на танцплощадке, давным-давно она отстранённо слушает речи, слушает и не слышит. Не перечит, но холодком обдает, смотря сквозь него. Уже годы они вместе, но он так и не понял своего места, не нашёл, не обрёл его рядом с ней. Близкие, но чужие. Разные. Это про них. Мужское естество в мучении, а женское — в равнодушии. Единое ли целое они? Или так, попутчики бредущие рука об руку до развилки дорог…
Три жизненных этапа героини живописует нам автор. Первый — феерия радости. Второй и третий — скупая скука опалённого войной человека. Затишье и замирание. Жизнь тела в отрыве от души. Отболевшей, отстрадавшей, вышарконной. Осколком фронтовых буден, контузией опалила война нашу героиню, забрав самое дорогое, что было и оставив с этим жить на долгие годы. Понимание этого и есть величайшая награда нам, смотрящим.
7 из 10